Beyond Fear

Так вот о художественном фильме «Дюна» режиссёра Дени Вильнёва, где первоклассный актёрский ансамбль (Тимоти Шаламе, Оскар Айзек, Ребекка Фергюсон, Джош Бролин, Стеллан Скарсгард, Шарлотта Рэмплинг, Хавьер Бардем) разыгрывает сюжет классики научной фантастики авторства писателя Герберта.

Достаточно посмотреть два-три фильма Вильнёва, снятых им на голливудских хлебах, чтобы мысленно очертить эстетические границы нового фильма режиссёра, представить визуальный код. И это, к слову, совсем не минус, отнюдь не плохо. У канадца есть фундаментальный свод правил, которым он следует, выдавая раз за разом работы высочайшего уровня. То же и здесь. Его «Дюна» собрана по его законам и правилам, где почти математический расчёт сюжетных построений отлично уживается с мощными визуальными решениями (речь не только об операторской работе, но и костюмах, дизайне и т.д.)

Фильм Вильнёва своего рода антитеза «Звёздным войнам» Джорджа Лукаса, в которых вне зависимости от того, что непосредственно происходило на экране, всегда веяло сказочностью, причём сказочностью детской. «Дюна» — взрослый разговор на серьёзные темы с серьёзным выражением лица (наличие пары шуток этот факт скорее ещё больше подчёркивает, нежели оттеняет). Это максимально реалистичный sci-fi, во время просмотра которого фантастичность антуража отходит на второй-третий план по сравнению с событийным рядом картины. Интерьеры не важны, важно, что именно в этих интерьерах разыгрывается.

В этом смысле Вильнёв проделал исключительную работу, наглядно доказав, что все слова об искренней любви к литературному первоисточнику — чистая правда, а не часть рекламной кампании. Но есть и проблема, нюанс, не позволяющий расставить все точки над i, сформировать и сформулировать окончательное видение. Речь о хронометраже. Фактически перед нами экранизация лишь первой части романа (в англоязычной версии это и не скрывается, фильм имеет название Dune: Part One), а будет ли вторая — не известно. Отсюда очевидное чувство недосказанности. Да, начали отлично, набрали скорость, ещё чуть-чуть и уже финальные титры. Продолжение тут просто необходимо, сейчас же — оборвали на полуслове.

Если же говорить о проделанной Вильнёвом работе в режиме здесь-и-сейчас: мощно, внушительно, амбициозно и эпично. На сто процентов авторское кино с бюджетом $160 млн.

Подробнее

Ненастье

На этой неделе в прокате стартовал художественный фильм «Петровы в гриппе» режиссёра Кирилла Серебренникова, и по этому поводу хочется сказать несколько слов.

Екатеринбург середины 1990-х, новый год совсем близко. Автослесарь Петров (Семён Серзин) едет домой, но не доезжает (как минимум, с первого раза). Поскольку встречает старинного приятеля Игоря (Юрий Колокольников), которому очень надо выпить. Самочувствие при этом — не очень. Температура и кашель. Болезненное состояние главного героя отражается и на окружающей реальности, с завидной скоростью трансформирующейся в галлюциногенный трип…

После ностальгически-романтического «Лета» режиссёр Серебренников возвращается со злободневным и почти что хтоническим высказыванием о дне сегодняшнем. Это ювелирно снятая (операторская работа Владислава Опельянца заслуживает отдельного упоминания и аплодисментов) и ювелирно рассказанная история (о) болезни, которой все мы болеем и болеть будем. Почти что улиссовские приключения Петрова не могут затмить главного: спёртости воздуха, какой-то безнадёжной тесноты и общего уныния.

Серебренников при этом, в отличие, скажем, от режиссёра Звягинцева, не только констатирует наличие социально-общественных метастазов, но и… смеётся над ними. Подшучивает. Да, юмор в «Петровых» чёрный. Никак иначе, думается, об этом и не поведать. Как в знаменитой присказке: было бы смешно, если бы не было так грустно. С одной стороны, страшно, с другой, по-настоящему смело.

Получилось внушительно и мощно, с очевиднейшими художественными достоинствами. Пожалуй на таких творческих оборотах Кирилл Семёнович в кино ещё не работал. Его «Петровы» тот самый случай, когда в произведении искусства отражается эпоха. Спустя десятилетия можно пересматривать и представлять имевший место контекст.

Пока же ненастье внутри и снаружи. При этом важно не забывать, что признание и осмысление проблемы является первым шагом к её решению. В этом смысле, режиссёр Серебренников поставил очень точный диагноз себе, всем нам и стране.

Подробнее

Живой

Выглядит пародией на оригинальную трилогию в стиле «Голого пистолета». Всё это очень печально. С другой стороны, это было более-менее ясно ещё на этапе новостей о начале съёмок.

Подробнее

Mind-killer

Вот тут герр Циммер прям не подвёл. Местами — очень интересно.

Подробнее

Секретный Содерберг

Тут вот из Торонто сообщают, что режиссёр Содерберг на фестивале покажет свой новый «секретный» фильм. Секретный в том смысле, что о нём до сей поры никто ничего не слышал и не знает.

Ну, когда он серию «Больницы Никербокер» монтировал натурально во время поездки домой со съёмочной площадки это ещё туда-сюда, впечатляет, но представить можно при желании. А как можно снять ещё один полнометражный фильм между съёмками других полнометражных фильмов (с учётом того, что работает он всегда по принципу три-в-одном, точнее — один за трёх) — вот это уже не очень в голове укладывается.

В любом случае это прекрасные новости.

Подробнее

Человек-конфета

В прокат вышел художественный фильм «Кэндимен» режиссёра Нии ДаКосты, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. Подающий надежды художник Энтони МакКой увлекается городской легендой о Кэндимене, маньяке с крюком, приходящем на зов: достаточно пять раз назвать его имя перед любым зеркалом…

Оригинальный «Кэндимен» 1992 года режиссёра Бернарда Роуза давно (и заслуженно!) числится среди культовых хорроров, имеющих предъявить зрителям не только «страшный» нарратив, но и авторский почерк, авторский месседж и внятную эстетику, на которой, собственно, стоит и держится всё остальное. Фильм ДаКосты — прямое продолжение наработок Роуза, в некотором смысле — идеальный сиквел, по-настоящему расширяющий территорию своего предшественника.

Очевидно, что тут не обойтись без упоминания Джордана Пила, сценариста и продюсера. «Кэндимен» наполнен излюбленными темами режиссёра «Прочь» и «Мы». Это и расовое неравенство (эта тема подана местами в лоб, а местами элегантно и тонко), и зеркальность многочисленных дихотомий, и природа художественного вдохновения. Всё это — и не только — не позволяет отнести работу ДаКосты к жанру фильмов ужасов. Формально — может быть, по факту — нет, нет и ещё раз нет.

Перед нами социальная драма, высказывание по актуальной повестке дня (как бы кто к самой повестке не относился), размышление на тему. Получилось вполне ядрёно и со вкусом.

Да, ближе к финалу заданная изначально планка чуть падает, но лишь отчасти. Не будь этого, у ДаКосты получился бы маленький шедевр. Нового «Кэндимена» к ним отнести нельзя. Но это очень хорошая заявка на cult classic. На общем фоне более чем достойно. Редкая вещица, редкая.

Подробнее