There Is No Equal

На этой неделе в прокате стартует художественный фильм «Великий уравнитель 2» режиссёра Антуана Фукуа, и по этому поводу хочется сказать несколько слов.

В оригинале 2014 года артист Вашингтон раскрошил в капусту русскую ОПГ во главе с Николаем Итченко (прекрасный Мартон Чокаш), четыре года спустя дело носит личный характер. И противостоять Дензелу будет чуть более искусный противник (с российских мафиози, как известно, спрос небольшой).

Первый заход режиссёра Фукуа оказался вполне успешным в результате случайно-неслучайного совпадения ряда важных, смыслообразующих факторов: большого артиста в главной роли, удачно выбранной интонации, атмосфере и щепотке не раздражающего вкус и слух юмора. После кассового успеха всем, конечно, захотелось продолжения. И тут случилось ровно то, что и случается в большинстве подобных случаев: не стыдный, но совсем необязательный сиквел, просмотр которого можно воспринимать исключительно в качестве факультатива.

Причины, в общем и целом, на поверхности: мало времени на полноценную проработку и много желания как можно скорее крикнуть «Мотор!» (несмотря на то, что в нынешних реалиях разница в четыре года между выпуском оригинала и продолжения — срок приличный). Если смотреть на детали механизма — вполне. Крутятся-вертятся, без видимых сбоев. Но цельная картинка в известном смысле скучна. Всё здесь от ума. Без искры, без огонька.

О картинах уровня «Великого уравнителя 2» принято говорить — крепкая студийная работа. В сущности, так и есть. Хорошо это или плохо — каждый решает для себя.

Подробнее

Усы надежды

Режиссёр С. Крэйг Залер презентовал в Венеции свою новую работу. С формально-содержательными прелестями будем разбираться по факту просмотра, но Мел с усами — уже удар ниже пояса. Знает чертяка, чем растопить хрупкое киноманское сердце!

Подробнее

Поиск в интерьерах

Рубрика «Занимательное киноведение» снова в нашем радиоэфире. В 1978 году Вуди Аллен выпускает свою первую полноценную драму «Интерьеры», насквозь бергмановское кино, где история одной семьи (возрастные родители и три дочери) рассказана без единого намёка на предыдущую фильмографию режиссёра. В итоге — и вполне заслуженно — картина была номинирована на пять «Оскаров» и четыре «Золотых глобуса», но изначально была воспринята критикой неоднозначно. Основной месседж большинства рецензий сводился к тому, что рановато ещё блистательному комедианту браться за такие темы.

Вуди затаил обиду. И в 1980 году снял «Воспоминания о звёздной пыли» — злую рефлексию о взаимоотношениях Художника со своими поклонниками и критиками. Получилось более чем убедительно и весомо. Только вот с очевиднейшими отсылками к «Восемь с половиной» Федерико Феллини.

В сухом остатке получается, что на обвинения в излишней цитатности Бергмана ответил цитатами из Феллини.

Но сейчас всё это пересматривать безумно интересно. Всё-таки окончательно Аллен-режиссёр (с точки зрения стиля) сформировался в середине 1980-х, и дальше не сбавлял скоростей. А в 1970-х любая его картина это поиски, нащупывание, раздумья, метод проб и ошибок.

Подробнее

Кода

А вот художественный фильм «Последний беспредел» режиссёра Такеши Китано, вышедший на прошлой неделе в прокат и являющийся заключительной частью криминальной трилогии. Проще говоря, перед нами кода растянувшегося на семь лет повествования об умудрённом жизнью якудзе Отомо, с даосским спокойствием наблюдающим (и участвующим) в войне японских мафиозных кланов.

Ещё первый «Беспредел» являл собой пример авторского переосмысления собственных излюбленных тем и мотивов. Тогда получилось красиво, размеренно, стильно и атмосферно. Из серии «дело мастера боится» и «руки-то помнят!» Сиквел стал необязательным, но приятным продолжением банкета. К триквелу же, в этом смысле, чуть больше вопросов.

Да, это последнее слово, красивое завершение, элегантный уход главгероя в закат, но на содержательном и формальном уровнях третьей части совершенно нечего сказать и поведать. Медитативная полудетективная фабула, пара бодрых перестрелок, леденящий душу взгляд Отомо. Но ведь было уже всё, проходили, знаем, и неплохо намотали на ус.

С другой стороны, маэстро Китано может позволить себе всё что угодно. И на общем фоне его новая работа выглядит пусть и не Эверестом, но горной вершиной, созерцать которую приятно как минимум по эстетическим причинам. Мимо не пройти, нельзя не заметить.

Словом, важны стартовые позиции. Для поклонников выдающегося японца — просмотр строго обязателен, для всех остальных — исключительно по желанию. И, если речь о первом знакомстве, то начинать, конечно, надо с других работ и другого Китано, образца середины 1990-х.

Подробнее