Добрался до художественного фильма «Нападение на 13-й участок» (1976) режиссёра Джона Карпентера. Известная история: молодой режиссёр хотел снять вестерн-оммаж классическому «Рио Браво» Ховарда Хоукса, но продюсеры раскошелились только на $100 тысяч (по тем временем, к слову, не такая уж и маленькая сумма), после чего было принято управленческое решение осовременить место действия и персонажей. Получился современный сюжет. Заступивший на дежурство коп оказывается в осадном положении в полицейском участке, который атакуют банды головорезов. В помощниках — парочка конвоируемых в тюрьму заключенных и девушки секретарши.
Почему «Нападение» в моменте стало культовым более-менее понятно. Актуальная повестка (разгул преступности, нестабильная экономическая ситуация) плюс очевидные отсылки к любимой классике Хоукса. С одной стороны, фильм давал почву для размышлений, выходящих далеко за периметр чистого искусства, с другой, имел очевидные художественные достоинства. Любопытнее тут другое: за счёт чего фильм и 47 лет спустя смотрится с не меньшим интересом.
Думается, в первую очередь дело в темпоритме повествования, идеальном музыкальном сопровождении (композитор Карпентер режиссёра Карпентера однозначно не подвёл) и… атмосфере. Тягучей, тревожной. Сюжет в этом смысле тут несколько вторичен. Точнее он настолько хрестоматиен — особенно сейчас — что не обращает на себя внимания.
Поражает тот факт, что на момент съёмок Карпентеру было всего лишь 27 лет. Не бьются эти цифры с взрослостью происходящего на экране. Одно слово, вундеркинд. А в 1978-м случится «Хэллоуин», но это уже совсем другая история…
22 комментария
Спасибо Станислав. Я с Хоуком смотрела. Сильно ли сюжетной отличается, интересно)
Я не понял, а никто не смотрел, что ли, «Осиное гнездо» французский, с Сами Насери, замечательный же фильм на ту же тему , причём покруче гораздо снят.
Помню, вначале посмотрел римейк с Хоуком, а потом уже оригинал. Оригинал на две головы сильнее. И согласен насчёт атмосферы, но это наверное ко всем фильмам из 70-х отнести. Есть там какая-то своя магия.
Карпентер как раз после «Хэллоуина» стал более попсовые вещи снимать. Постепенно пошел по наклонной. А «Нападение» и «Темная звезда» вещи просто шикарные.
Ну это вы хватили. После «Дня всех святых» (в начале 90-х название «Хэллоуин» ещё не прижилось) были «Побег из Нью-Йорка», «Тварь (ака «Нечто»), «Они живут», «В пасти безумия». По наклонной Джон пошел разве что после «Вампиров», успев, к тому моменту, стать классиком в кубе.
Классик в кубе — это как? Слово «классик» само по себе исчерпывающе характеризует место творца в табели о рангах.
Неоправданная гипертрофия.
«Вампиры» отличный фильм, на секундочку.
Такой же яркий пример вундеркинда, собственно – Спилберг
Забавно, но данный фильм я посмотрел уже после серии «Кувалды» (очевидная пародия) и «Осиного гнезда» (явная адаптация). Минималистичный, выдержанный, по хорошему старомодный. Официальный ремейк получился куда как жиже.
Ну так естественно ремейк хуже. Кто такой был Карпентер на пике творчества, а кто такой Рише. Абсолютно разных величин и значений персоны.
Но вот то, что Джон рановато пошел в пике (и в плане возраста постановщика, и в плане количества снятых фильмов), с этим согласен. Причем, так резко, будто просто тумблер выключили, клац и все. Нет Джона Карпентера. Будто в миг перегорел страстью к кино.
20 лет он снимал годные фильмы. Срок вполне себе достойный. Это не Ричард Келли, который после перехваленного «Дарко» в утиль отправился буквально сразу, сняв разве что более менее сносную «Коробку». Или тот же Бломкамп.
20 не 20, а фильмов успел снять не так уж и много и закончил свой путь все равно слишком рано. Еще 50-ти даже не было.
Да даже сейчас еще не совсем старик. Посмотреть на того же Спилберга, Ридли Скотта, Земекиса, которые нет нет, да выдают что-то годное на публику. Причем, не просто годные фильмы, а с их фирменным стилем.
Мог бы и Карпентер не завязывать так рано.
Про Бломкампа зря. Гран Торисмо классное кино. Да и Келли не к месту)
Вообще судьбу любого творческого человека надо рассматривать отдельно, вне всяких сравнений и примеров, котороми, как известно, ничего не доказать и не опровергнуть.
Я Бломкампа в утиль никогда не списывал. До сих пор очень очень жаль что у него отняли возможность снять Чужого. А какие шикарные наброски были…
Гран Туризмо не плох, согласен. Мог бы быть лучше? Мог. Но и много много хуже тоже могло выйти, как с форсажами к примеру. Но нет, крепкий середняк.
Да и все еще впереди считаю у Бломкампа. Может еще не раз порадует.
А про Карпентера просто жаль что у него так рано искра погасла. 20 лет не 20 и т.д. Но мог бы снять еще ни один и не два, три фильма, уровнем не хуже тех же Хэллоуинов, Нечто и Нападение на 13 участок.
Думаю максимум что светит Бломкампу — это судьба Шьямалана. Вроде как и снимает что-то своё, даже иногда получается, но былого доверия уже нет и никто его в режиссерское кресло фильма большого калибра больше не посадит. Гран туризмо — ну норм такая семейная спортивная драма, но почерка Бломкампа я там не увидел, снять ее мог кто угодно, получилось бы не хуже.
Не увидели, так как Бломкамп впервые снял фильм другого жанра/стиля.
Район 9/Элизиум/Чаппи один жанр, один стиль, одни смыслы. Чуть разное качество и все.
Демоник не глядел не скажу за него.
А Гран Туризмо спортивный байопик про гонки. Светлый, яркий, без депрессивности и тд. Вот и все 🙂
А по-поводу любой. Не соглашусь. Примеров масса. Терминаторы, Хищники, Чужие, тот же Нападение на 13 участок. Или 5 Индиана и второй Стрендж. Поэтому, я бы так однозначно не утверждал 🙂
Не любой, конечно. Ну Гран Туризмо категорически далеко не Терминатор и тд) Все же плюс-минус смотрибельный Гран Туризмо больше шансов снять у немного большего кол-ва режиссеров чем перечисленные Вами картины все-таки согласитесь)
Кстати половину только посмотрел Гран Туризмо, отвлекся потом… Предположу, что какую-то свою функцию для определенной аудитории он в принципе выполнил. И как реклама также сработало.
А какую функцию и для кого Индиана 5 и Стрендж 2 ? 🙂
По-моему вообще ни для кого и ничего 🙂
А на счет хищников, терминаторов не считаю. Просто на фоне тысяч поделок их возвели в культ. А по факту, простые, просто ладно скроенные фильмы. Чуточку умней чем у оппонентов.
Тот же Хищник, Чужой. Что, сильно замудреное кино? Нет. Простой но ладный сюжет и погнали. Вот Скотт решил что там много смыслов и получился Завет с Прометеем 🙂
И, у создателей этих франшиз также фильмография состоит не из одних терминаторов и тд 🙂
А то что сейчас никто не может и/или не хочет взять и снять достойное выше указанным франшизам кино. Ну, позор. Особенно, учитывая развитие технологий и выделяемые средства.
Axl2007, что-то все в одну кучу намешали. Разгребать не буду))
И никто не вспомнил Сигаретные ожоги(( последняя достойная работа мастера.
Так это серия в сериале, не тот совсем уровень.
Но «Нечто» и «В пасти безумия»- это реально шедевры на все времена.