Осада

Добрался до художественного фильма «Нападение на 13-й участок» (1976) режиссёра Джона Карпентера. Известная история: молодой режиссёр хотел снять вестерн-оммаж классическому «Рио Браво» Ховарда Хоукса, но продюсеры раскошелились только на $100 тысяч (по тем временем, к слову, не такая уж и маленькая сумма), после чего было принято управленческое решение осовременить место действия и персонажей. Получился современный сюжет. Заступивший на дежурство коп оказывается в осадном положении в полицейском участке, который атакуют банды головорезов. В помощниках — парочка конвоируемых в тюрьму заключенных и девушки секретарши.

Почему «Нападение» в моменте стало культовым более-менее понятно. Актуальная повестка (разгул преступности, нестабильная экономическая ситуация) плюс очевидные отсылки к любимой классике Хоукса. С одной стороны, фильм давал почву для размышлений, выходящих далеко за периметр чистого искусства, с другой, имел очевидные художественные достоинства. Любопытнее тут другое: за счёт чего фильм и 47 лет спустя смотрится с не меньшим интересом.

Думается, в первую очередь дело в темпоритме повествования, идеальном музыкальном сопровождении (композитор Карпентер режиссёра Карпентера однозначно не подвёл) и… атмосфере. Тягучей, тревожной. Сюжет в этом смысле тут несколько вторичен. Точнее он настолько хрестоматиен — особенно сейчас — что не обращает на себя внимания.

Поражает тот факт, что на момент съёмок Карпентеру было всего лишь 27 лет. Не бьются эти цифры с взрослостью происходящего на экране. Одно слово, вундеркинд. А в 1978-м случится «Хэллоуин», но это уже совсем другая история…

По теме

22 комментария

  1. Спасибо Станислав. Я с Хоуком смотрела. Сильно ли сюжетной отличается, интересно)

    1. Я не понял, а никто не смотрел, что ли, «Осиное гнездо» французский, с Сами Насери, замечательный же фильм на ту же тему , причём покруче гораздо снят.

  2. Помню, вначале посмотрел римейк с Хоуком, а потом уже оригинал. Оригинал на две головы сильнее. И согласен насчёт атмосферы, но это наверное ко всем фильмам из 70-х отнести. Есть там какая-то своя магия.

  3. Карпентер как раз после «Хэллоуина» стал более попсовые вещи снимать. Постепенно пошел по наклонной. А «Нападение» и «Темная звезда» вещи просто шикарные.

    1. Ну это вы хватили. После «Дня всех святых» (в начале 90-х название «Хэллоуин» ещё не прижилось) были «Побег из Нью-Йорка», «Тварь (ака «Нечто»), «Они живут», «В пасти безумия». По наклонной Джон пошел разве что после «Вампиров», успев, к тому моменту, стать классиком в кубе.

      1. Классик в кубе — это как? Слово «классик» само по себе исчерпывающе характеризует место творца в табели о рангах.

        Неоправданная гипертрофия.

  4. Забавно, но данный фильм я посмотрел уже после серии «Кувалды» (очевидная пародия) и «Осиного гнезда» (явная адаптация). Минималистичный, выдержанный, по хорошему старомодный. Официальный ремейк получился куда как жиже.

  5. Ну так естественно ремейк хуже. Кто такой был Карпентер на пике творчества, а кто такой Рише. Абсолютно разных величин и значений персоны.
    Но вот то, что Джон рановато пошел в пике (и в плане возраста постановщика, и в плане количества снятых фильмов), с этим согласен. Причем, так резко, будто просто тумблер выключили, клац и все. Нет Джона Карпентера. Будто в миг перегорел страстью к кино.

    1. 20 лет он снимал годные фильмы. Срок вполне себе достойный. Это не Ричард Келли, который после перехваленного «Дарко» в утиль отправился буквально сразу, сняв разве что более менее сносную «Коробку». Или тот же Бломкамп.

      1. 20 не 20, а фильмов успел снять не так уж и много и закончил свой путь все равно слишком рано. Еще 50-ти даже не было.
        Да даже сейчас еще не совсем старик. Посмотреть на того же Спилберга, Ридли Скотта, Земекиса, которые нет нет, да выдают что-то годное на публику. Причем, не просто годные фильмы, а с их фирменным стилем.
        Мог бы и Карпентер не завязывать так рано.

      2. Про Бломкампа зря. Гран Торисмо классное кино. Да и Келли не к месту)

        Вообще судьбу любого творческого человека надо рассматривать отдельно, вне всяких сравнений и примеров, котороми, как известно, ничего не доказать и не опровергнуть.

  6. Я Бломкампа в утиль никогда не списывал. До сих пор очень очень жаль что у него отняли возможность снять Чужого. А какие шикарные наброски были…
    Гран Туризмо не плох, согласен. Мог бы быть лучше? Мог. Но и много много хуже тоже могло выйти, как с форсажами к примеру. Но нет, крепкий середняк.
    Да и все еще впереди считаю у Бломкампа. Может еще не раз порадует.
    А про Карпентера просто жаль что у него так рано искра погасла. 20 лет не 20 и т.д. Но мог бы снять еще ни один и не два, три фильма, уровнем не хуже тех же Хэллоуинов, Нечто и Нападение на 13 участок.

    1. Думаю максимум что светит Бломкампу — это судьба Шьямалана. Вроде как и снимает что-то своё, даже иногда получается, но былого доверия уже нет и никто его в режиссерское кресло фильма большого калибра больше не посадит. Гран туризмо — ну норм такая семейная спортивная драма, но почерка Бломкампа я там не увидел, снять ее мог кто угодно, получилось бы не хуже.

      1. Не увидели, так как Бломкамп впервые снял фильм другого жанра/стиля.
        Район 9/Элизиум/Чаппи один жанр, один стиль, одни смыслы. Чуть разное качество и все.
        Демоник не глядел не скажу за него.
        А Гран Туризмо спортивный байопик про гонки. Светлый, яркий, без депрессивности и тд. Вот и все 🙂

        А по-поводу любой. Не соглашусь. Примеров масса. Терминаторы, Хищники, Чужие, тот же Нападение на 13 участок. Или 5 Индиана и второй Стрендж. Поэтому, я бы так однозначно не утверждал 🙂

        1. Не любой, конечно. Ну Гран Туризмо категорически далеко не Терминатор и тд) Все же плюс-минус смотрибельный Гран Туризмо больше шансов снять у немного большего кол-ва режиссеров чем перечисленные Вами картины все-таки согласитесь)
          Кстати половину только посмотрел Гран Туризмо, отвлекся потом… Предположу, что какую-то свою функцию для определенной аудитории он в принципе выполнил. И как реклама также сработало.

          1. А какую функцию и для кого Индиана 5 и Стрендж 2 ? 🙂
            По-моему вообще ни для кого и ничего 🙂
            А на счет хищников, терминаторов не считаю. Просто на фоне тысяч поделок их возвели в культ. А по факту, простые, просто ладно скроенные фильмы. Чуточку умней чем у оппонентов.
            Тот же Хищник, Чужой. Что, сильно замудреное кино? Нет. Простой но ладный сюжет и погнали. Вот Скотт решил что там много смыслов и получился Завет с Прометеем 🙂
            И, у создателей этих франшиз также фильмография состоит не из одних терминаторов и тд 🙂
            А то что сейчас никто не может и/или не хочет взять и снять достойное выше указанным франшизам кино. Ну, позор. Особенно, учитывая развитие технологий и выделяемые средства.

          2. Axl2007, что-то все в одну кучу намешали. Разгребать не буду))

  7. И никто не вспомнил Сигаретные ожоги(( последняя достойная работа мастера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *