На этой неделе в прокате стартовал художественный фильм «Тебя никогда здесь не было» режиссёра Линн Рэмси, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. Артист Феникс (борода и живот прилагаются) играет безжалостного киллера Джо, предпочитающего огнестрельному оружию старый добрый молоток. Одно из заданий — вытащить дочку сенатора из борделя — оборачивается прогнозируемыми неприятностями…
После мощнейшей картины «Что-то не так с Кевином» шотландка Рэмси сделала шестилетний перерыв, взяла паузу. Что в подавляющем большинстве случаев полезно и очень кстати. Когда речь идёт об авторском взгляде (на жизнь, на кино, на жизнь в кино) количество не переходит в качество. Чаще — наоборот. В этом смысле, её новая работа — выдержанное вино, сделанное с любовью и большим талантом.
С формальной точки зрения «Тебя никогда здесь не было» — чистый жанр, этакий нуар с отсылками к легендарному «Таксисту» Мартина Скорсезе. На самом деле, самодостаточная и самобытная вещица. С множеством вкуснейших придумок (отдельного упоминания заслуживает монтажное решение картины), саундтреком Джонни Гринвуда и мини-бенефисом Хоакина Феникса, который хорош более-менее везде, но здесь — особенно.
Что характерно, Рэмси не впадает в псевдо-философствование, не пропагандирует эстетику насилия, а короткими, хемингуэвскими фразами рассказывает ровно то, что и хотела рассказать. Без ненужных подробностей и третьестепенных деталей. Хронометраж — каких-то полтора часа, но здесь нет ни одной лишней минуты. Всё по делу и строго по существу.
В итоге получилась лаконичная и богатая на смыслы притча об одиночестве, страхах и цене принимаемых решений. И как о любой по-настоящему хорошей притче о фильме Рэмси хочется думать, складывая в голове новые варианты-ответы придуманной режиссёром головоломки.
8 комментариев
Станислав, а Вам не кажется, что слово «вещица» неприемлема к кинематографу высоких достижений?
Нет, не кажется. Думаю, всегда важен контекст.
Да я без претензии спросила. Просто часто слышу в адрес некоторых фильмов эпитет — шедевр, хотя они, на мой взгляд, этого не заслуживают. И не редко в адрес прекрасных картин термины преуменьшающие их достоинства. Отсюда и вопрос.
В последнее время часто такое бывает. Лунный свет, Прочь и прочие «шедевры» через время и не вспомнят. А локальные «вещицы» будем пересматривать, точно!
Сложное кино, после первого просмотра и не разгадал до конца. Повторный просмотр обязателен. Не понравилось, что Рамзи использовала часть монтажных и режиссерских решений из «Что-то не так с Кевином». Кевина посмотрел недавно и «Тебя здесь никогда не было» оставил впечатления некоторого самоповтора.
Но в остальном — отлично!
Пересмотрю, надеюсь смогу четкие параллели провести между субъективным восприятием и мотивацией героя Феникса и предложенной режиссером трактовки всего происходящего в фильме.
Мощное и крепкое кино. Хоакин с бородой и молотком просто потрясающий)
Ремейк Олдбоя?
Фильм очень впечатлил, еще пару дней о нем думал. Но даже повторный просмотр не помог разобраться в том, зачем он вырвал зуб после потасовки в отеле? Ощущение, что он этот зуб даже в карман положил, но зачем?