На этой неделе в прокате стартовал художественный фильм «Джокер» режиссёра Тодда Филлипса, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. Картина повествует о горемыке Артуре Флеке (выдающаяся работа Хоакина Феникса), живущего с мамой и страдающего от приступов неконтролируемого смеха. Он мечтает о карьере стендап-комика, сочиняет шутки, подрабатывает уличным клоуном. Но прежде всего хочет, чтобы на него хоть кто-то обратил внимание…
После триумфа на Венецианском фестивале стало окончательно ясно (сложно представить, что главный приз одного из крупнейших и влиятельнейших киносмотров мира мог быть отдан откровенно слабой, проходной картине с нулевой художественной ценностью), что у режиссёра Филлипса получилось не просто оригинальное переосмысление комикс-мифологии DC, а большое самостоятельное кино, для которого дальнее родство с героями «Лиги Справедливости», если и не обуза, то, как минимум, мало что значащий факт биографии. После просмотра в справедливости этой догадки-допущения не остаётся никаких сомнений. Переосмыслением — за внушительные с точки зрения бюджета деньги — занимался режиссёр Нолан, Филлипс же снял стопроцентное авторское высказывание.
Под режиссёрский прицел попали две темы, две болевые точки: судьба хрестоматийного «лишнего человека», эволюционирующего от пустого места до символа протеста и беременность современного мира революцией, спасает от которой в настоящий момент лишь умелая риторика продажных СМИ и отсутствие внятных лидеров. И то и другое рассказано не в лоб, без дурацкого публицистического пафоса, а очень изящно, с нюансировками, деталями. Когда есть развитие, движение, мотивации.
Реалистичности (она тут максимальная) добавляет и решение, связанное с выбором времени действия. Перед зрителями Готэм Сити конца 1970-х — начала 1980-х годов. С кинематографической точки зрения — большое и искреннее признание в любви творческому наследию маэстро Скорсезе («Злые улицы», «Таксист», «Король комедии»). Привычное в таких случаях упоминание постмодернистских притопов и прихлопов, пожалуй, неуместно. Это не подмигивания, не тарантиновские шутки-прибаутки, а дань уважения старшему коллеге по цеху, из фильмов которого черпалось вдохновение для собственной работы. Наличие в кадре артиста Де Ниро — из этой же серии.
В идеальном мире фильмы уровня «Джокера» — тот самый базис голливудского мейнстрима. Когда умно о сложном, с прекрасным актёрским ансамблем, да ещё и захватывающе. Но то лишь мечты, не имеющие ничего общего с объективной реальностью. И в этом смысле (и не только в этом) Филлипс снял штучную вещь. Редчайшую. Прекрасно, что она случилась!
28 комментариев
Сам по себе фильм конечно хорош но так бессовестно обманывать людей называя фильмом по комиксам это нечестно. Феникс тут играет (играет хорошо)никакого не джокера он играет артура флека который к комиксовому джокеру не имеет отношения никакого кроме названия, если еще убрать из фильма упоминания готема и уэйнов это получается такой «ремейк» таксиста под брендом комиксов диси. Как отдельный фильм да хорош но никакого переосмысления комиксов тут нет, извините уж меня, от комикса тут одно название, с таким же успехом можно было назвать джона уика не бабой ягой а бетманом и на тебе очередное комикс переосмысление.
А никакого переосмысления комиксов и не задумывалось) Здесь взяли у DC одного лишь героя и изобразили его в очередной ипостаси, стараясь показать его внутренний мир и трансформацию ценностей. К настоящей вселенной DC и всему что с этим связано отношение там нулевое.
Оговорка: они взяли у диси не персонажа а лишь имя)
… Ку-ку, то что фильм — не комикс, в глобально-культурном смысле, доказал следующий факт (… вчера был на сеансе…) — факт, того что при сцене убийства ножницами пацанчик 14-ти лет (… не знаю как его пустили в зал, вроде кино 16+ …), пацанчик 14-ти лет заорал на весь зал от испуга. …
PS: … На это кино от 18-ти даже надо пускать. … … …
… …
PPS: …О фильме: 1) Нолан одобряет, уверяю. …2) Хоакин — лучшая роль десятилетия (плевать дадут «Оскар» или нет). … 3) КИно — манифест о том, что беспредел, хаос, непредсказуемость, насилие даже становится методом не просто «чтоб быть замеченным» но и попросту выживания в современном мире корпораций, всевластия и диктатуры власть имущих. … … … Кажется еще один из шедевров, «знаков эпохи» 2010-2020-х вышел на экраны. … … … Суровые, с серьезным лицом аплодисменты «Джокеру».
Икона вселенского зла родилась. Хоакин титан, и в конце фильма попросту хочешь влиться в ряды его приверженцев. Очень и очень актуально. Режиссёру и актёру безграничные аплодисменты. Знаковое явление, как минимум.
у диси взяли не героя а лишь его имя) мало того что фильм не имеет отношения к вселенной диси, оно вообще не имеет отношения к комиксам)
Где можно поставить деньги на получение Хоакином оскара? Это 100% вариант
В любой другой ситуации я тоже был бы уверен в этом. Но против Хоакина 2 фактора, не имеющие никакого отношения к его актерской игре:
1) Он играет Джокера. Известная косность мышления Академии, уже дававшей за эту роль Оскара, может сказаться.
2) Это Хоакин. О его сложных отношениях с Академией известно давно.
tallmuch, Лео таки получил своё. Хоакин тоже может.
Конечно, может. И хотелось бы. Просто не всё так однозначно.
Вы забыли главное. Хокаин — белый цисгендерный гетеросексуальный мужчина.
miss Alex, после вашего комментария засмеялся вслух)))
и я тоже))
Граждане,
Это воспринимайте это просто как инсайд. Вариант — 100%й. Также и глобус будет у него в кармане (уже второй)
1) Вито Корлеоне — один персонаж, два актера, два Оскара
2) у Шона Пенна с академией отношения были не менее сложными, но в итоге поутих и дважды «оболванился».
При всех очевидных достоинствах фильма, мне не хватило четко расставленных акцентов, смелости, глубины. Против кого бунтует маленький человек? Какова природа противоречий и природа этого самого бунта? Но это если авторы хотели всерьез поговорить о «беременности современного мира революцией». А если нет, то становится очевидно, почему не могли сказать в лоб. И что за «нюансировками и деталями» по сути особо ничего и нет. И понятно почему бунтующих представляют психи, убийцы и просто сброд, а власть имущих вполне благопристойный Уэйн, который, конечно, хочет помочь и вполне искренне (прямо таки по-Медведевски) не понимает чего все всполошились. Видимо Джокер должен олицетворять тупиковость и аморальность бунта как такового, а Уэйны — это парни, которые все разрулят по справедливости.
Одно можно сказать наверняка, каждый танец Феникса — маленький шедевр!
Вам нужно ещё раз пересмотреть фильм) От начала до конца, и в особенности кульминацию — сцену с шоу Мюррея (Де Ниро). Конкретно протест у Флэка зарождается как результат сложения его психического состояния на фоне тяжёлых будничных проблем (финансы, неустроенность в жизни), плюс влияние общества, которое показывает себя совсем не с лучшей стороны (его избивали). Собственно, колпак потёк из-за этого. Ничего, если так можно выразиться, необычного. В своей финальной речи на шоу Мюррея он дополнительно поясняет что и как (не буду спойлерить тем, кто ещё не смотрел). Плюс надменное отношение Уэйна (не знаю как вы смотрели и не разглядели этого) по отношению к низам общества, и лично к Флэку, учитывая их историю… Экономическая рецессия, урезание бюджетов, сокращения, нищание населения, всё это — почва для протестов, но Уэйн называет их неудачниками и пр. Если в двух словах, то как-то так.
Фильм шикарен, Феникс бесподобен! Однозначно выдающаяся работа!
Было занимательно наблюдать за эфирами Феникса во всех этих лэйт найт шоу. )
А у меня по первым впечатлениям есть ощущение, что фильм немного переоценен.
Согласен с kinolife.
Этот фильм я буду смотреть дома. Он в декабре в цифровой лицензии выйдет в iTunes в 4K. Не хочу за его просмотром слыша б хруст чипсов, охи ахи и тд. Потому что, как я понимаю именно этот фильм нужно внимательно слушать и вникать.
Для пользователя куку. А вам мало фильмов по комиксам? 🙂 В данном конкретном случае, изначально был известен вектор в направлении которого будет кино. И судя по отзывам, все получилось. И это на самом деле очень круто.
Да, несомненно, в фильме могут быть огрехи и они наверняка имеются. Лично я, при всем уважении к актерам, режиссеру и всем остальным, все же пока не испытываю ощущения того, что просмотр этого фильма доставит прямо таки 100% удовольствие. Как то пока сдержанно отношусь ко всем отзывам и так далее. Виной тому конечно комиксовые корни. Не знаю смогу ли при просмотре этот факт оставить в стороне. Как я понял из отзывов, если этого не сделать, можно недополучить нужного эффекта.
Я тоже боялся этого — однако все с самого начала замолчали и ощущение такое что дышать перестали до самого конца! Настолько густой концентрат сильного кино что… Лучше сходите на вечерний сенас с хорошим звуком и картинкой. Художник постановщик точно Оскара получит — это нечто!
Фильм, в целом, весьма и весьма, Хоакин прекрасен, Готэм в нью-йоркском обличии — тоже. Но к паре моментов есть претензии.
1) После убийства в метро начинается всеобщая истерия, во всех газетах-телеканалах это — главная новость. Серьезно? Убийство в метро? Нам же пытаются преподнести этот город как аморальный, разлагающийся муравейник, жестокий и лицемерный. Там такие события должны каждый день происходит, поэтому Уэйн и преподносится как благодетель, который вернет свет в царство тьмы. Когда в метро звучали выстрелы, никого и рядом не было. А на след.день — резонанс, культ клоуна, даешь землю крестьянам, вперёд к баррикадам! Как-то слишком. Т.е. не хватило именно ощущения, что город действительно на грани, нужна лишь искра, чтобы зажечь это пламя.
2) Артур в шоу признается в убийстве. Да, после этого там прозвучали какие-то слова по типу «вызовите полицию», но они так и повисли в воздухе. Ребята, продолжаем съемку, разговор, какие проблемы… Артур, а почему вы их убили? А не хотите меня еще убить заодно?… Короче, тоже перебор.
В остальном — отлично.
Вряд ли это кто то прочтет, конечно.
По второму пункту категорически не согласен. После того как всяких Шурыгиных месяцами крутят по ТВ, выдавая заодно такие сюжеты, что Окна с Нагиевым по сравнению с ними кажутся детским садиком, стоит ли удивляться интервью с убийцей в прямом эфире? У героя Де Ниро во время разговора явно циферки рейтингов перед глазами плясали. Кто ж знал, что он так закончится?
2v-D-v
Судя по первой претензии, вы главную суть не уловили. Дело не в том, что ‘кого-то’ убили в метро. Убили ‘богатеньких’ и дело раздули, потому что ‘богатенький’ Уейн назвал всех остальных клоунами. Об этом напрямую заявляет Джокер в конце, когда говорит, что будь на их месте я, вы бы першагнули и пошли дальше, потому что на нас вам пох**. Поэтому и другие жители себя с ним ассоциируют. Как если бы у нас в метро кого из газпрома застрелили, и потом Миллер всех назвал нищебродами. Только у нас бы погромов не было, государство другое. Вторая претензия тоже мимо, полицию вызвали и в конце, когда он говорит в камеру, его хватает именно полиция и потом уже кадры из полицейской машины. Просто полиции ведь ещё надо доехать до студии, согласитесь? А эфир прерывать никто не станет, здесь уже правильно заметили, такой поворот рейтинг программе накручивает до небес. И вдруг он просто пошутил?
В может это и не тот самый Джокер, а его прообраз. Насоящий Джокер кто-то из толпы со сходной судьбой. Как мы поняли в Готэме множество похожих судеб.
Ведь умственные способности настоящего Джокера просто так не появятся.
Мне показалось что этот Джокер в сюжете послужит прообразом для настоящего Джокера ставшим подражателем этой судьбы.
Круто, что всё получилось. А то в последнее время столько разочарований, что уже боишься что-либо ждать.