Да, так вот о сериале «Игра в кальмара» режиссёра Хван Дон-хёка, где некая таинственная организация собирает представителей социального дна на чудо-острове для участия в детских играх со смертельным исходом и очень большим денежным вознаграждением. Единственный нюанс: достанется это вознаграждение одному единственному победителю, все остальные к тому моменту будут мертвы.
Применительно к детищу режиссёра Дон-хёка в последнее время (спасибо бесконечным новостям о рекордах в части просмотров) задаётся только один вопрос, о природе возникшего вокруг сериала хайпа, что оттеняет собственно художественную составляющую проделанной авторами работы. А с этим у «Игры в кальмара» дела обстоят вполне себе. Главное тут избежать синдрома завышенных ожиданий.
Дон-хёк «включает» левацкую повестку, выстраивая сюжет вокруг очевидного противостояния бедных (и уже не гордых) и зажравшихся богачей, веселья ради готовых поиграться с человеческими жизнями, не задумываясь об их цене и ценности. Впрочем, такая постановка вопроса уместна лишь при первом поверхностном взгляде, на самом деле всё несколько сложнее. Угнетаемых, имеющих за плечами не то что шкафы, а скорее контейнеры со скелетами, никто ни к чему не принуждает. Всё абсолютно добровольно. А дальше — начинается территория морально-этических смыслов, где чаще всего и в конечном счёте побеждает банальный естественный отбор. Именно это сочетание — добротная детективная составляющая плюс наблюдения из области социальной философии — и даёт в итоге нужный эффект, когда смотрится в охотку и поразмышлять есть о чём.
Первого тут, конечно, больше чем второго, но таковы, пожалуй, законы жанра. В обратном случае Дон-хёк написал бы трактат-манифест и выложил бы в Сеть. Его задача, однако, этим не ограничивалась. В первую очередь, надо полагать, режиссёр планировал развлечь почтенную публику. Что у него получилось, а на уровне смыслов каждый унесёт ровно столько, сколько сможет и посчитает нужным.
В сухом остатке, очень нестыдная работа, получившая чуть больше внимания, чем, возможно, планировала. Значит есть запрос на социальную справедливость, которую особенно сейчас днём с огнём не сыщешь. Дон-хёк лишь подсветил общую канву ведущихся дискуссий, уложив их в более чем удобоваримую обёртку. И получилось это у него лучше и лучше многих. А значит уже не зря.
14 комментариев
Спасибо Станислав. Но даже не тянет.
Подозреваю, что снято может и вау, но тема социальной справедливости это уже рудимент в кино.
И, думаю, не она привлекла людей, а сам процесс умерщвления по результату детских игр.
благодарю, Станислав. Я тоже тезисно:
— Много классных метафор. Мне понравилась эта: главный герой загнал себя в долги, делая ставки, и вот теперь уже ставки делают на него самого. Как краток путь от игрока до игрушки.
— Здорово обыграна непредсказуемость. Никогда не знаешь, кто из людей рядом будет тебе помогать, а кто — мешать. Как и не знаешь, по одну сторону баррикад вы окажетесь завтра или по разные.
— Человеческая жизнь ничего не стоит. Но всё меняется, когда не неё начинают делать ставки.
— Победителей никто не судит. Они судят себя сами.
— Игра продолжается даже после смерти — продолжается, пока есть деньги. Деньги сильнее смерти.
— Netflix напомнил, что умеет делать сериалы без оглядки на толерантность и политкорректность. Да, тут куча азиатов, но все они — на своих местах.
Мне в целом понравилось всё. Станиславу спасибо за заметку!
Хайпа конечно же с избытком, проект в таком его объёме конечно не заслуживает. Но следить было интересно. Жду второй сезон, если будет.
Думаю, установленная громадная кукла недавно в центре Сеула вроде оправданно продолжает добавлять популярности сериалу. Шумиха оправдана, без спору, т.к. после 6-й серии со слезами на глазах я сбился со счёта, сколько прожилок-подтекстов заложено в каждой из них. А борьба с совестью — это уже приговор всем нам.
Впечатлило и браво!
Станислав — о достойности продукта — в очередной раз прав.
Ключевой момент про завышенные ожидания. Садился смотреть со скептицизмом даже. Был готов, что выключу на 2-3 серии. Но затянуло! Качественный сериал и подумать там действительно есть о чем. Вкладывал все эти смыслы туда режиссер или нет мы никогда не узнаем, но уверен, что по этому сериалу напишут большие аналитические статьи. Очень многие вещи относительно человеческой психологии точно подмечены.
Не какой-то шедевр, который буду вспоминать через годы, но свое удовольствие получил. Крутая концовка. Если будет второй сезон обязательно посмотрю.
Слышала, что корейский зритель не мог пропустить сериал только из-за популярности актера, который играет главного героя. В самой Корее сериал посмотрели спокойно, не искали в нем великих смыслов. Сам сюжет вроде как взят из комикса, который вышел несколько лет назад. И идея снять фильм была давно, но никого не интересовала, пока не пришел Netflix. То есть продукт действительно заточен на развлечение зрителя, и «хайповость», вероятно, изначально зашита в него ради коммерческого успеха… Снято красиво, качественно, классных метафор действительно много. Совершенно не жалко потратить несколько часов времени на просмотр такого сериала.
Коммент режиссера:
«Я действительно верю, что мировой экономический порядок неравноправен и что около 90% людей считают его несправедливым. Во время пандемии бедные страны не могут вакцинировать своих жителей. Они заражаются вирусом на улицах и умирают. Так что я действительно попытался передать сообщение о современном капитализме…»
Так что месседж изначально задумывался именно такой. Впрочем, это и без комментариев режиссера более чем очевидно, как по мне.
Самый слезливый момент — когда главный герой обыгрывал деда с шариками… Согласитесь, тронуло… 😉
Алексей, тронуло и по сей день не отпустило.
А влюблённые? )(7)
Влюблённые — просто по классике) да там весь сериал — сплошное исследование поведенческих паттернов в различных экстремальных ситуациях. И многие откровенно цепляют. Хайп-хайпом, но по спрятанным у нас в глубине эмоциональным стрункам сериал всё-таки играет. Причём струнки эти такие что крайне редко кто может до них добраться. А «Кальмар» смог. Многие задумываются. Всё-таки как примитивно выглядил этот проект при первом приближении и как сильно он раскрывается потом…
Ох, вот только сейчас досмотрел шестую серию. Рыдал навзрыд, хотя взрослый потрёпанный жизнью мужик. Не хочу перечислять, но там каждая из пар в этой серии произвела яркое впечатление. Просто выели душу чайной ложечкой.
Bruce, по окончании сериала вы на 6 серию посмотрите уже под другим углом.)
Слегка.
Не идеальный технически, но очень живой и откровенный в своих месседжах сериал. Мне кажется именно поэтому он получил такую популярность и вызвал такой резонанс. Именно такое кино достойно называться настоящим искусством на мой взгляд, потому что оно пропитано духом времени и старается кричать о самых важных его проблемах. Ну и делает это не без искорки, конечно.
«В первую очередь, надо полагать, режиссёр планировал развлечь почтенную публику. Что у него получилось, а на уровне смыслов каждый унесёт ровно столько, сколько сможет и посчитает нужным.»
уважаю именно такой подход автора. если не сделать первого, то во втором просто не будет смысла.