Ненастье

На этой неделе в прокате стартовал художественный фильм «Петровы в гриппе» режиссёра Кирилла Серебренникова, и по этому поводу хочется сказать несколько слов.

Екатеринбург середины 1990-х, новый год совсем близко. Автослесарь Петров (Семён Серзин) едет домой, но не доезжает (как минимум, с первого раза). Поскольку встречает старинного приятеля Игоря (Юрий Колокольников), которому очень надо выпить. Самочувствие при этом — не очень. Температура и кашель. Болезненное состояние главного героя отражается и на окружающей реальности, с завидной скоростью трансформирующейся в галлюциногенный трип…

После ностальгически-романтического «Лета» режиссёр Серебренников возвращается со злободневным и почти что хтоническим высказыванием о дне сегодняшнем. Это ювелирно снятая (операторская работа Владислава Опельянца заслуживает отдельного упоминания и аплодисментов) и ювелирно рассказанная история (о) болезни, которой все мы болеем и болеть будем. Почти что улиссовские приключения Петрова не могут затмить главного: спёртости воздуха, какой-то безнадёжной тесноты и общего уныния.

Серебренников при этом, в отличие, скажем, от режиссёра Звягинцева, не только констатирует наличие социально-общественных метастазов, но и… смеётся над ними. Подшучивает. Да, юмор в «Петровых» чёрный. Никак иначе, думается, об этом и не поведать. Как в знаменитой присказке: было бы смешно, если бы не было так грустно. С одной стороны, страшно, с другой, по-настоящему смело.

Получилось внушительно и мощно, с очевиднейшими художественными достоинствами. Пожалуй на таких творческих оборотах Кирилл Семёнович в кино ещё не работал. Его «Петровы» тот самый случай, когда в произведении искусства отражается эпоха. Спустя десятилетия можно пересматривать и представлять имевший место контекст.

Пока же ненастье внутри и снаружи. При этом важно не забывать, что признание и осмысление проблемы является первым шагом к её решению. В этом смысле, режиссёр Серебренников поставил очень точный диагноз себе, всем нам и стране.

По теме

14 комментариев

  1. Ну прямо доктор Айболит. Ещё бы деньги государственные не воровал — цены бы не было.

  2. Наша интеллигенция все время чем-то недовольна, но на Западе они очень ценятся. Ненависть к России всегда хорошо продавалась за бугром. При том, что конечно не без проблем, не без воровства, хамства, разгильдяйства, явной жестокости по отношению к друг другу, и прочих радостей постсоветской действительности. Но поживя много лет заграницей, пришло осознание, что рая на земле нет, и никогда не было. А дом, каким бы он ни был, все равно роднее и ближе, чем весь этот душный комфорт, от которого хочется лезть на стену. Русскому человеку нужны страдания, боль, ненастья, в них он закаляется. И в этом вихре, время от времени, помимо явных монстров, рождается настоящий Человек. А фильм обязательно посмотрю, очень уж интересный концепт.

    1. Ну это, друг мой, прямо русофобия по Шафаревичу. Мол, русский человек, только и может что воевать, а как не воюет так пьёт и разлагается. Подход начисто исключающий зодчество и другие формы культурного развития.

    1. Наверное я немного впадаю в крайности. Но и крики про то, как плохо русскому человеку живется нв родине, тоже преувеличены. Особенно забавно слышать это от сытой интеллигенции. А вот жизнь русского иммигранта, вот где настоящие испытания, особенно если начинать тут с нуля, и в сфере культуры. В моем случае это изобразительное искусство. Здесь уже давно не оценивают людей за их личностные качества, теперь важно какого цвета твоя кожа, какого ты пола, и каковы твои сексуальные предпочтенья. Но меня это закалило, в то время как достаточно размеренная жизнь дейтелей культуры в России, наоборот разхалаживает, так что они уже и не знают, где правда, а где ложь. Опять же это всего лишь мое мнение, и наблюледние из далека.

  3. Я тут подумала, а есть ли аналоги зарубежного кино (Япония, Европа, штаты, латинская Америка, Иран), где ставят диагноз стране и всему народу? Может я даже их знаю, но вот на вскидку сказать фестивальный такой хит не могу.

    Есть частные истории, Дарденны, например, которые характеризуют определённую отрасль жизнедеятельности. Но чтобы вот так, одним жирным мазком за всех, что-то не припомню.

    Пожалуй Ханеке в Белой ленте, и то в ретроспекции.

    К слову о диагнозах. Дой Бог скорого выздоравления Андрею Петровичу Звягинцеву.

    1. Наверняка уж есть какие-то аналоги в зарубежном кино, всегда найдётся некий умелец, который возомнил себя совестью нации и считает уместным, пропуская всё увиденное и услышанное за свою не долгую жизнь через себя, ставить диагнозы целому поколению, а то и поколениям. Мы тут не уникальны. Вопрос в том насколько это востребовано становится в других странах, доходят ди вообще подобные нетленки до широкого зрителя?

      В большинстве своём до зрителя доходят социальные драмы, которые затрагивают, какую-то одну или несколько проблем имеющиеся в стране и просто показывают её, что называется без купюр, чаще всего не делая каких-либо выводов или путей к решению, вот мол посмотрите, почтенная кинофестивальная публика (а фестивали как известно только люди не бедные посещают), как простой люд копошится в своём террариуме и пытается чего-то там. Часто кстати прекрасные фильмы получаются, те же Дарденны, Кен Лоуч, Майк Ли, Пон Чжун Хо и т.д.

      В основном мне кажется в зарубежном кино какие-то диагнозы ставить никто не пытается, у некоторых просто беря определённую тему оно само собой получается. Например в американских фильмах об уголовниках часто можно услышать, что такое Америка по мнению сценаристов и как вообще надо делать, чтоб там успеха добиться. Как вот герой Брэда Питта в фильме «Killing Them Softly» сказал: «I’m livin in America, and in America you’re on your own. America’s not a country, it’s just a buisness… now fuckin pay me!»

      Серебренников уже давно диагнозы всем и вся ставит, начиная с «изображая жертву». Этим вообщем-то отталкивать и стал. Описывает в интервью новогодние ёлки как цитата: «А ведь это был адовый трэш, кринж, как сейчас говорится». Для него новогодний утренник это психологическая травма и как он считает и говорит на интервью это для всех была травма, для целого поколения. Многовато берёт на себя Кирилл говоря подобное и снимая подобное кино, ну тут уж зрителю решать нравится ему такое или нет. А если не нравится, значит не для всех хороводы вокруг ёлки были «кринжем», значит зря тут вот это всё затеяли про диагнозы всей стране и нам.

      Я фильм посмотрю и скорей всего небезынтереса, но уж точно не буду его воспринимать как какой-то там диагноз всем нам. Кому нам собственно?

      1. Ну, ничего нового. Говоря о других, мы чаще всего больше рассказываем о себе.

  4. Считаю лучшим дополнением к книге. Читать и смотреть. И никак иначе. Грандиозное полотно.

  5. Простите за оффтоп, Станислав, только что с Дюны, с нетерпением жду Вашей заметки!

  6. Простите за офтопик: Станислав, только что с Босс-молокосос 2, с нетерпением жду Вашей заметки.

Добавить комментарий для tallmuch Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *