А вот художественный фильм «Солнцестояние» режиссёра Ари Астера, наделавшего в 2018-м шума (заслуженного!) со своим дебютом «Реинкарнация». Сюжетная канва достаточно хрестоматийна и узнаваема: группа молодых людей отправляется в шведское поселение, где местные (имеются все признаки секты) по заветам предков отмечают праздник летнего солнцестояния, предполагающий распитие травяных сборов, танцы и… ритуалы, смахивающие на человеческие жертвоприношения. Ну, знакомо. Базово: очередная вариация на тему «Плетёного человека» Робина Харди.
При этом, с учётом персоны режиссёра, яснее ясного, что содержательная сторона вопроса тут, мягко говоря, не первична. Так и получилось. Астер работает с двумя составляющими-слагаемыми: атмосферой (тягучей, едкой, ближе к финалу — почти удушливой) и шок-мизансценами. То есть сюжет как таковой движется в известном направлении, но по ходу пьесы пару раз пыльным мешком из-за угла бьют. Не так чтобы на отмашь, но чувствительно. Ужас тут не «визуальный», а онтологический.
Получилось вполне весомо. Хронометраж в 140 с лишним минут себя оправдывает (сам Астер планирует выпустить режиссёрскую версию с дополнительными 30 минутами, но это тема уже другого разговора). Хронометраж в данном случае вещь показательная. Индикатор авторских амбиций. У Астера с этим явно полный порядок.
Если же сравнивать с «Реинкарнацией»… Скорее прыжок на месте. Хорошо, местами — очень хорошо. Проблема в том, что дебют был выдающимся. И какие-либо параллели возможны только с ним. И тут «Солнцестояние» однозначно проигрывает. Камень ли это в огород режиссёра? Да нет. Больно планка высокая. С этим приходится считаться, это приходится иметь в виду. Вне этого контекста фильм заслуживает пристального внимания и вдумчивого просмотра.
9 комментариев
А я на едином дыхании посмотрела
Вот побольше бы или подольше бы шок-сцен этих , а остальное урезать минут на 20. И вуаля ! А так и вроде очень атмосферно и увлекает, но растянуто и не хватает жести.
Я в шоке был от фильма
Вообще не понравился. А сцена эротического характера в один момент вызвала усмешку у половины зала.
Соглашусь в оценке в сравнении с «Реинкарнацией». Дебют был сильнее.
«Солнцестояние» хорош атмосферой. Шок-сцены как раз не понравились. В некоторых местах складывалось ощущение, что они вставлены по принципу «шобы було» и потому что «пора бы». По итогу просмотра возникла мысль, как бы Астеру не стать заложником собственных амбиций и выбранного почерка.
Не видел шок-сцен. Атмосферно. Посмотрел с удовольствием. Смотрел бы и дольше 140 минут. Видимо, хорошо, что Реинкарнацию ещё не смотрел.
Смотрела как минисериал перед сном по 40 минут. При таком формате очень хорошо зашло. В хорошем смысле засыпала под фильм)
Ещё есть такое понятие как ‘шок-сцены’?
Для жанрового кино год не очень, в основном ремейки, ребуты, Чаки, Майк, домашние животные и прочие не очень удачные проекты. Солнцестояние как глоток свежего воздуха, отлично выстроенное повествование, правильная, а главная понятная мотивация персонажей (если внимательно смотреть и слушать, конечно), не новаторские, но интересные операторские решения (и так же явные подмигивания Кубрику), милаха Дженифер Пью (сто процентное попадание в орбаз), пару прям хороших мясных моментов, очень правильно введённых сюжет, а не чтобы вот просто «массакр» устроить и да на финальных титрах в голове сразу всплывает «плетённый человек». Ари Астер обещает выпустить полную версию, потому как прокатную пришлось порезать на полчаса, чтобы вместо NC-17, R получить, небезынтересно будет узнать, что вырезать пришлось. Лично мне даже больше «hereditary» понравилось, буду ждать следующий проект этого безусловно талантливого режиссёра.
Отметил бы ещё «Crawl» Александра Ажа, да такой типичный би-муви, который не про логику и здравый смысл, но снято не без огонька. Ажа и до этого на «пираньях» отрывался по полной, только там комедия была, а тут семейные взаимоотношения между отцом и дочерью, поэтому помимо аллигаторов, есть что-то вроде драмы, ну такой, понятное дело.
Есть ещё надежды на «little monsters» и «ready or not», как в айтюнсе или ютюбе появятся обязательно в прокат возьму.