Ленинградские хроники

Да, так вот о художественном фильме «Довлатов» режиссёра Алексея Германа-младшего. Ленинград, ноябрь, начало 1970-х. Журналист заводской газеты Сергей Довлатов (Милан Марич) пытается написать роман (не получается) и опубликовать рассказы в литературном журнале (не получается). Его ироничный взгляд на советский быт не вписывается в устоявшиеся правила и каноны. Остаётся ходить в гости, прогуливаться по городу с поэтом Бродским (Артур Бесчастный), и обязательно купить дочке большую куклу.

Фигура культового писателя в «Довлатове» не Святой Грааль, вокруг которого режиссёр устраивает замысловатые шаманские танцы, а, в первую очередь, повод для пристального и очень детализированного взгляда на Советский Союз образца 1970-х. Ещё точнее, настроение и атмосферу, имевших место в среде ленинградской творческой интеллигенции, где у каждого в столе лежал недописанный (обязательно гениальный!) роман или стихи. Тогда казалось, что они на обочине, почти пятьдесят лет спустя выясняется, что никого важнее них и не было.

Конечно, в этом есть элемент авторской саморефлексии. Параллели с днём сегодняшним напрашиваются сами собой. Но главное достоинство картины, конечно, не в этом. Герман блистательно фиксирует (и визуализирует) предметный мир, которого уже нет. И которого, очевидно, уже никогда не будет. Его «Довлатов» это полноценное погружение в другую эпоху: морозную, хмурую, но одновременно трогательную и душевную. Настоящая телепортация со всеми полагающимися в таких случаях атрибутами.

При этом, что важно, режиссёр избегает оценочных суждений. Он показывает, демонстрирует, всего лишь расставляет фигуры. Локомотивом повествования выступают не поступки и мотивация героев, а, как не парадоксально, уже упомянутые настроение и атмосфера. В картинке, созданной Германом, хочется раствориться. Там по-своему уютно и тепло.

Сообщает ли «Довлатов» что-то новое о своём авторе? Пожалуй, нет. Скорее подтверждает уже хорошо известное: Алексей Алексеевич Герман — по-настоящему большой режиссёр, за которым невероятно интересно следить.

По теме

10 комментариев

  1. По моему ничего не изменилось. Как в совке сознательным и талантливым не давали ничего делать, так и сейчас. Незнаю ни одного напечатанного современника, который бы критиковал современную диктатуру и был знаменитым. Помню как очень показательно случилось с Солженициным, который стал критиковать новую власть тоже. Уроды у власти не ожидали, так как в их дегенеративных мозговидных аппендиксах не существует понятие объективности.

      1. Во первых, Сорокин 1955, а Пелевин 1962 года рождения, то есть практически пенсионеры. Во вторых, их явно не приглашают на популярные программы. Я же сказал, «знаменитые современники». Под этим имеется в виду люди рожденные после СССР и которые известны всей стране, а не только в узких интеллектуальных кругах.

        1. Рождённые после СССР? Это люди, которым по 24 — 27 лет, выпустившие мощнейшие романы, стихотворения? Сколько писателей во всём мире отличились в таком юном возрасте, захватив умы интеллигенции и простого обывателя?

          1. Хорошо, что тебя Шолохов не встретил, а то бы Тихий Дон не написал.

        2. Разницы нет на мой взгляд, когда родился. И Шолохов в Тихом Доне не критиковал власть.
          А вот Пелевин, Сорокин, Быков или Прилепин это в разных формех и жанрах, но делают.
          Да и Довлатова с большой натяжкой диссидентом можно назвать.

  2. Любопытно получается. Выходит такая эпоха была плохая, так все плохо было в стране. И в «Движении вверх» и в «Легенде 17» и в «Салют-7» как под копирку одно и то же — талантливые люди пытаются сделать нечто великое, а их сдерживают невежество и хамство злых политиканов. Причем люди власти карикатурные, как в третьесортном американском боевике. Зато пипл хавает и впитывает как губка.
    Читал тут реакцию реальных космонавтов, существующих прототипов героям «Салют 7», так вот они ровно противоположного мнения. Представители власти были всегда внимательны, пытались всегда помочь и ни каких угроз не было.
    Занятно выходит. Значит не правда из фильма в фильм, зачем — вопрос иной.
    Только что медицина, кинематограф, в целом уровень культуры, образования и жизни был на мировом уровне тогда. Я не говорю о передовых разработках и достижениях во всех сферах.
    Налицо парадокс — мол хреновое время, но лидирующие позиции во всем.
    А люди типа Довлатова, Солженицына получили в итоге «идеальную» страну эпохи Горбачева-Иуды и Ельцина.
    Победили таки эпоху застоя и идем вперед, навстречу светлому будущему.

    1. Подписываюсь под каждым словом. В каждом из перечисленных фильмов до смешного диссонирует критика тогдашней власти и воспевание успехов, достигнутых (вот сюрприз) при той же власти. Вот такое лицемерие.

  3. Атмосферный фильм, действительно глубочайшее погружение в эпоху, как это делалось уму непостижимо. Юмор в фильме отдельный кайф. И неожиданно много зрителей на сеансе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *