Take Shelter

Посмотрел «Специальный полуночный выпуск» Джеффа Николса, на глазах превратившегося в главного американского режиссёра своего поколения (Пол Томас Андерсон всё-таки постарше). Рой (наш великий современник Майкл Шэннон) и Лукас (Джоэл Эдгертон) прячут от ФБР мальчика Альтона, обладающего сверхъестественными способностями. В это же время сотрудник Агенства национальной безопасности Севьер (Адам Драйвер) опрашивает членов секты, уверенных, что Альтон — посланник других миров, ниспосланный землянам свыше.

В «Специальном полуночном…» Николс пробует на зуб несколько жанровых стратегий, разрыхляя и сгущая каждую из них в зависимости от потребностей сюжетной канвы в целом. Это и драма, и триллер, и научная фантастика, и почти что спилберговская сказка. Но, в первую очередь, это авторское высказывание, в котором признаки жанровой принадлежности — лишь элемент игры, зеркальное отражение главного месседжа режиссёра.

В каждом своём фильме Николс, в той или иной степени, размышляет об Апокалипсисе. Как буквальном (в понимании Иоанна Богослова и христианской традиции), так и личностном, экзистенциальном. В этом смысле, его новая работа — ещё одна глава этих непрекращающихся рефлексий на тему. Он блистательно организует в кадре тревожное ожидание чего-то страшного. Или непонятного, и страшного уже только поэтому. Истинная природа Альтона (вполне возможно, что члены секты, как и Рой с Лукасом, попросту сошедшие с ума люди) важна, но не принципиальна. Принципиальна здесь встреча с неизведанным, реакция на эту встречу. Реакция как героев, так и зрителей.

Николс уверенно, без спешки и суеты, развязывает один сюжетный узелок за другим, двигаясь к ответу на главный вопрос. Вся соль в том (и это огромная творческая удача), что продвижение к ответу намного «объёмней» и важнее, чем итоговая констатация. Состояние неведения, если вдуматься, зачастую куда полезнее конкретного знания (на чём, собственно, во многом и держится религиозная мысль как таковая). Но Николс не дразнит (мол, поди угадай), не даёт ложных намёков, а спокойно чертит карту местности, на которой расположены: фанатизм, вера, провинденциализм, декартовское «cogito, ergo sum» и так далее.

«Специальный полуночный выпуск» — это экранизация прямого столкновения с Другим, персонифицированного в странном мальчике Альтоне. Результаты такого столкновения могут разниться. О них (результатах) Николс мудро умалчивает. Его задача, думается, состояла в том, чтобы эту встречу сорганизовать. А уж дальше, каждый сам за себя.

По теме

6 комментариев

  1. Отличный фильм. Майкл Шэннон как-то незаметно для меня стал эталоном качества.

  2. Этот фильм — что-то, что можно поставить на одну полочку рядом с Бегущим по лезвию, Донни Дарко, Чужим, Сталкером и Одиссеей. Очень, очень давно я не испытывал таких эмоций от просмотра фильма в жанре sci-fi. Никколс — святой человек, а его фильм это глоток свежего фантастического воздуха в сегодняшнем затхлом мире кинофантастики.
    Midnight special доставит любому любителю научной фантастики да и просто хорошего кино.

Добавить комментарий для bizarro Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *