Так вот о художественном фильме «Тренер» режиссёра-дебютанта Данилы Козловского, в котором артист Козловский играет изгнанного из сборной России по футболу Юрия Столешникова, рискнувшего возглавить провинциальную команду «Метеор», чтобы добиться с ней небывалого успеха.
«Тренер» идёт протоптанными сонмом голливудских фильмов (только вместо соккера там любимые нацией бейсбол или американский футбол) тропинками, разыгрывающими на разные лады один и тот же хрестоматийный сюжет: сброшенный с пьедестала народного обожания главгерой берётся за руководство детской/юношеской/взрослой команды неумех, доказывая себе и окружающим, что путь к спортивным вершинам открыт для всех, нужно лишь желание. В этом смысле картина, как минимум, не оригинальна. Но снята (сделана) с видимым желанием и энергозатратами.
Итоговый результат, прямо скажем, не потрясает воображение и вряд ли задержится в памяти дольше чем на два-три дня после просмотра, однако же вполне успешно справляется со своей основной функцией: во время просмотра не скучно, а некоторые сюжетные ходы даже вызывают отклик. Да, подобная аргументация из серии «могло быть и хуже». И ведь правда могло. А получилось вполне смотрибельное (пусть и одноразовое) кино для широких масс, с расчётом на кассу.
При этом, нельзя не отметить, на отдельных участках и в отдельных компонентах у режиссёра Козловского получилось действительно лучше и сочнее, чем у многих куда более многоопытных коллег по цеху. Отсутствие опыта было восполнено молодецким задором. Что уже хорошо, уже симпатично.
«Тренер», в сущности, такая мейнстрим-безделушка, задающая определённую планку жанровым картинам отечественного производства. Если в год на экраны будет выходить хотя бы 10-15 таких работ — это будет совсем другой разговор. Дебютанту же, с учётом изначально поставленных задач, стыдиться нечего. Как говорится, гол плюс пас!
8 комментариев
Если кратко о главном, то это качественный мотивирующий сценарий, испорченный бездарной режиссурой. Трудно расслабиться и сконцентрироваться на качестве сценария, когда камера постоянно прыгает и бегает без причины. Спортивные сцены можно понять, но когда камера в таком же хаотичном режиме без причины — нет.
Бесогон, в паре с «Движением вверх», как фильм? Нельзя сравнивать, понимаю, но всё-таки.
Чувства такие же позитивные. Разница в том, что Движение вверх про победу несмотря ни на что, а Тренер про искупление через победу. Жанр про спорт, но поджанры разные.
Суть рецензи сводится к -«могём, когда захочим, с оглядкой на Голливуд, и лучше, но и могло быть гораздо хуже».
Интересно, для Козловского это разовая история? Просто по ролям определённый потолок уже достигнут. Вот и Хабенский режиссёрское кресло освоил. Но там и материал посерьёзнее, мягко говоря.
Сейчас все киноманы в таком состоянии. Это натуральный психологический рефлекс. После продолжительного засилия голимого борохла на киноэкранах, любой фильм нормального качества вызывает прилив оптимистичного восторга, который сопровождается трезвым отливом эмоций и критическим мышлением.
Нашей стране на мой взгляд не хватает именно обычного развлекательного и не очень кино. Чтобы без всякой лишней возни вокруг фильма: без фонда кино, без Поклонской, без ответов Голливуду, без политического подтекста, без упоротого желания рассказать какую-то там «правду» (российские «реалии», так называемый «кровавый совок», война в Чечне и т.д и т.п.). Хороший пример из последнего «Скиф» например, чистый жанровый проект где окружение играет чисто косметическую роль, а всё остальное драки и кровища, ну и сюжет, чтобы между собой как-то эти драки связывать. В кино сходить не получилось, купил в айтюнсе, когда вышел, о покупке не жалею.
Более и менее начинают появляться обычные хорошие фильмы, ни на что особо не претендующие, но на которые не жалко ни время, ни деньги потратить. Скепсис от отечественного кинопроизводства пока, конечно не улетучился (тонны говна, снятого за последние годы делают своё дело), но позитивные сдвиги всё таки есть, постепенно количество всё-таки перерастает в качество. А вот «Тренера» я смотреть конечно же не буду, нахер он нужен.
Где-то слышал, что данное кино вроде как собираются продемонстрировать футболистам нашей сборной перед началом ЧМ по футболу — с расчетом на то, что их вдохновит эта история, заставит поверить в себя, и уж тогда они всем покажут на этом, извиняюсь, Мундиале кузькину мать. Ну, дай то бог, как говорится. Грамотная психологическая накачка в спорте действительно играет не последнюю роль. Глядишь, полученный от фильма эмоциональный заряд и впрямь поможет нашим игрокам одолеть в стартовом матче турнира сборную Саудовской Аравии. А вот когда дело дойдет до противостояния с командами Салаха и Суареса, боюсь, сила киноискусства уже перестанет так действовать на наших мастеров кожаного мяча.
Гамп, Кавани забыли)