Так вот к разговору о «Каждому своё» Ричарда Линклейтера. Сам режиссёр формулировал свою задачу как «снять духовное продолжение “Под кайфом и в смятении”», что у него благополучно и получилось. С той лишь разницей, что в 1993-м году сказ шёл о молодёжи середины 1970-х, а сейчас — начала 1980-х. Разница в пять лет не столь велика, но она (разница) всё-таки есть.
Главный герой, Джейк, поступил в колледж, но грезит бейсболом, добившись в игре (на уровне школьной лиги) значительных успехов. Его селят в дом, где живёт его будущая команда, с которой в ближайшие годы он будет и в горе и в радости. Старшекурсники принимают новичка с настороженной благожелательностью. Походы на танцы (тут и диско, и сельский клуб с лихим кантри), обязательные ухаживания за прекрасным полом и буйные попойки расставят всё по своим местам, обозначив сильные и слабые стороны Джейка и других первокурсников.
Линклейтер снял лёгкое, ностальгическое кино не только об ушедшей эпохе (герои слушают пластинки и обсуждают запись телесериалов на видеокассеты), но и об ушедшей юности. Того и другого никак не вернёшь, зато можно вспомнить и по-доброму посмеяться. Ровно это режиссёр и делает. В «Каждому своё» нет никаких нравоучений или морализаторства, а есть двух свободы, молодости и бесшабашности, коей с возрастом, как известно, становится всё меньше и меньше. У этих бейсболистов вся жизнь впереди, как всё в итоге сложится — никто не знает, и знать не может. Но живут-то они здесь и сейчас, и осознанное проживание каждого мига и мгновения важнее всего остального.
Наравне с Содербергом Линклейтер один из главных американских режиссёров-хамелеонов. Снимает что хочет и о чём хочет, основную «мелодию» его фильмографии сразу и не расслышишь. Тут несколько основных тем, несколько путей-дорожек. Песнь про то, как молоды мы были, как истово любили и верили в себя — одна из них. Это определённо не opus magnum (таковым, пожалуй, был «Отрочество»), но очень цельное высказывание. Высказывание ни о молодости, юности или старости, а о жизни как таковой.
6 комментариев
Отлично, то, что надо, олдскул о прошлом. Трейлер очень понравился, к вопросу верить им или не верить.
Содерберг всё-таки первый в списке хамелеонов, потому что плодотворнее.
Я когда-то возмущался необязательной статье о Татуме, но после сегодняшнего обзора о Касасе понимаю, всегда может быть гораздо хуже.
Уважаемый Dirod, а может быть хватит этих постоянных отсылок к Киномании?) Что это даст, не понимаю.
А Линклейтера обязательно посмотрю. Очень сильный режиссер!
Ripper, моя жизнь, как и многих комрадов и Никулина, годами связана с Киноманией, дайте время, проявите терпение. Не надо дрюкать по этому поводу, это ничего не даст в общем, но мне лично станет легче, что за претензии?
Вас понял и вообще дело Ваше), не мне Вам указывать. Но лично для себя поставил в этом вопросе жирную точку. Рад, что есть возможность ежедневно заглядывать сюда.
Да, Никулин молодец, сложно такой формат вытягивать сейчас. Я на Киноманию захожу в том числе и для того ещё, что бы народ сюда подтягивать. Постов пять с наименованием этого блога опубликовал, если не больше. Думаю кому-то полезно было)
Статьи уже не читаю, что прогресс, только редкие новости и трейлеры.
Я всегда стараюсь не судить строго и поспешно, я очень не люблю радикальные суждения, т.к. они крайне далеки от объективной картины, я всегда в первую очередь допускаю, что это я чего-то не понял в виду свое недалекости, но, черт подери, это было ужасно, ужасно скучно, и у меня не получается найти этому никаких оправданий.
Все в целом ясно и понятно: и архетипы людей, которые почти наверняка найдутся в любом сообществе, возникшем в общежитии, и характер взаимоотношений между членами этого сообщества, соперничество между ними, попытки разыграть, дух братства, разговоры ни о чем, которые кажутся самыми важными на тот момент, но все это в итоге выглядит безумно скучно и пусто. Можно взять камеру и снять пару часов жизни деревни. В этом метраже при просмотре можно найти и историю упадка, и историю чистой беззаботной детской радости, и историю старости и одиночества, и историю несгибаемости и трудолюбия и еще уйму разных кусочков, которые наведут на размышления. Но от этого снятое не станет фильмом, оно останется эпизодами из жизни, которые кого-то натолкнут на размышления, а кто-то увидит совсем другие истории. Почитав критику по этому фильму и посмотрев его, складывается впечатление, что люди так привыкли искать смысл и глубину во всем, что без устали объясняют, дают трактовки, пишут рецензии и восхищаются, в то время как «туалет не работает» и ничего более.
Не знаю, может нужно подождать лет 20, чтобы в 50 эта лента вызвала чувство ностальгии, но даже в те годы, надеюсь, вспомнят куда более безумные и веселые дела и разговоры студенческих лет, которые будут куда интереснее происходящего в фильме.