Кровные узы

Посмотрел художественный фильм «Битва за битвой» режиссёра Пола Томаса Андерсона, и по этому поводу хочется сказать несколько слов.

Это история заочного противостояния Боба Фергюсона (Леонардо Ди Каприо) и полковника Локджоя (Шон Пенн). Первый — бывший хиппующий революционер, воспитывающий дочь (Чейз Инфинити) в одиночку; второй — суровый вояка, мечтающий проникнуть в высшие слои американского истеблишмента. Формально их пути едва ли пересекутся, но связь между ними окажется куда глубже, чем может показаться на первый взгляд…

Каждый разговор о новом фильме ПТА можно/нужно/важно начинать с уточнения очевидного факта, который, тем не менее, заслуживает быть произнесённым вслух: Пол Томас Андерсон — гениальный художник в самом буквальном смысле этого слова. Как Лев Николаевич Толстой в конце 19 — начале 20 века самим своим присутствием оправдывал всё, что происходило в русской литературе (а происходила там масса прекраснейших вещей), так и ПТА в настоящий момент держит в своей могучей тени всех остальных. Данное уточнение — не комплимент, а система координат, внутри которой свой ранжир и метрики. Проще говоря: чем может удивить режиссёр, который по определению умеет всё? Ведь каждая новая картина мастеров такого калибра должна сообщать нечто новое, чего мы не знали о них до этого. В случае с «Битвой» главной интригой, пожалуй, был ответ на вопрос: что произойдёт, если ПТА дать 130-миллионный бюджет? Внушительные деньги даже для 2025 года. И… ответ был получен.

Кроме этого, «Битва» — вторая экранизация (первой был «Врождённый порок») прозы Томаса Пинчона, писателя по определению неэкранизируемого. В отличие от «Порока», сюжет которого напоминал кротовые норы, повествовательная стройность «Битвы» куда прямолинейнее. Если держать в голове литературную основу — роман «Вайнленд» — то это скорее по мотивам, где сценарист Андерсон выстраивает собственную систему оптики.

Так что в итоге? Можем загибать пальцы: а) выдающийся перфоманс артиста Пенна, гарантированно попадающий в топ-3 лучших ролей богатой на удачи фильмографии; б) моментально отправляющаяся в разряд классики жанра сцена погони, без упоминания которой, можно спорить, теперь не обойдётся не один тематический список; в) остроумный саундтрек Джонни Гринвуда, являющийся самостоятельным произведением, а не просто music score; г) прозрачная сатира на социально-политический ландшафт США; д) абсурдистский юмор высочайшего качества, когда регистр между «страшно» и «гомерически смешно» переключается со скоростью света; е) гуманистический, но совсем не безобидный месседж; ж) собственно, режиссура и всё, что из этого вытекает.

В сухом остатке: не просто один из лучших фильмов 2025 года, а, пожалуй, один из лучших фильмов 2020-х. Pure gold. «Неожиданно» выяснилось, что если большим режиссёрам давать большие деньги, они по-прежнему могут давать результат.

По теме

6 комментариев

  1. Спасибо Станислав.

    А вот я всегда с недоверием слежу за «разбиранием» на цитаты и мемы. Такое массовое использование отдельных фрагментов делает классическое произведение пошлым, замызганным. Начиная от Вивальди и заканчивая Тарантино.

    1. Это участь классики. Цитаты знают даже те, кто никогда не смотрел и не читал. Полярность этого явления — как посмотреть: можно найти и минусы, и плюсы. Всё в глазах смотрящего

  2. Ну вот же, вот! И очередного Гринвуда обязательно отдельно скачаем, а может даже купим)). Кстати, совсем недавно освежил в памяти Bodysong – он великолепен.

  3. Ознакомился с картиной. Что сказать, фильм стоящий, добротный. Ди Каприо и Шон Пенн — просто отлично. Съёмки, звук, саундтрек — пятёрка. Юмор в перемешку с напряжением — шикарно. Сюжет — крепкий и захватывающий, НО, всё портит политическая повестка. Без спойлеров тут не обойтись, поэтому для ещё не смотревших не буду углубляться, скажу, лишь, что все плюсы данной работы перевешивает то, ЗАЧЕМ, собственно фильм снимали и выделяли на него такие деньги. Не секрет, что Голливуд — сплошное левачьё, за исключением Сталлоне и может кого ещё по пальцам одной руки. Поэтому имеем что имеем. Причём, стилистически к сюжету нет вопросов, он отличный сам по себе. Цельный, закрученный, со своей драмой и т.д. Но посыл… эх…
    Кстати, всё искал на экране погоню, не нашёл. Да, было какое-то недолгое преследование, с эпичным финалом даже, но, Станислав, при всём уважении, есть погони куда более захватывающие (ну каждый же имеет право на собственное мнение, так? 🙂 )

    А в целом, к просмотру конечно же рекомендовано!

Добавить комментарий для LuSinda Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *