Белый шум

Посмотрел художественный фильм «Я видел свечение телевизора» режиссёра Джейн Шёнбрун, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. Это история длиною в двадцать с лишним лет, повествующая о странной дружбе между Оуэном и Мэдди, фанатов телевизионного сериала «The Pink Opaque». В какой-то момент Мэдди исчезает, а Оуэн продолжает пересматривать видеокассеты с записями нескольких сезонов любимого шоу.

Первая ассоциация: этакий «Донни Дарко» для зумеров. Главные герои — одинокие интроверты-школьники, социализация которых осуществляется не посредством вступления в контакт с одноклассниками, а через просмотр новых приключений двух девчонок (персонажи сериала), борющихся с главзлодеем по имени Мистер Меланхолия. Собственно, от всепроникающей меланхолии страдают и сами Оуэн с Мэдди. В этом смысле, они совершенно идентичны своим кумирам из телевизора.

В более широком контексте, и Шёнбрун этот контекст создаёт, расставляет по ходу пьесы соответствующие ловушки-подсказки, это высказывание о тонкой грани между реальностью и вымыслом. На этом благодатном поле в своё время изрядно потрудились и Линч, и Вачовски (тогда ещё братья), и Кроненберг, и Вильнёв. Если копнуть глубже, нельзя не вспомнить о Хичкоке. Словом, в анамнезе с десяток славных имён наберётся. Добавляет ли Шёнбрун что-то своё к уже ранее сказанному? Пожалуй, нет, но концентрируется на власти медиа в его телевизионном изводе. Все мы так или иначе продукт того, что смотрели в детском, подростковом возрасте. И это данность.

Словом, не проходная работа. С замахом, возможно не вольным, на культовость в узких кругах таких же подростков, как и Оуэн с Мэдди. Качественное indie, которого, как известно, много не бывает. Хорошее зеркало — на уровне смыслов — в которое порой очень полезно смотреть.

По теме

4 комментария

  1. Спасибо Станислав.

    Если копнуть ещё глубже, то Шенбрук снял(а) автобиографию в нетрадиционной смысле. Она, до того, как стала «она», проходил(а) долгий и мучительной процесс принятия собственного существа и муки заточения в мужском теле.

    Эти муки, ломку психики, обретение себя режиссёр завесила плотной тканью сюрреализма. Но по Оуэну видно, что он пока что на самой начальной стадии процесса. Там есть всего два-три коротких кадра, где отдалённо можно догадаться об этом.

    Мне напомнило Линча, только для девочек. Более прямолинейно, но не менее тяжело в процессе внимания.

  2. Я считал обречённость нескольких поколений молодых людей в сегодняшней реальности (прежде всего экономической, хотя прямым текстом это не проговаривается) найти своё место в обществе. Монолог-перфоманс Ланди-Пейн в этом смысле довольно ярко, на мой взгляд, говорит именно об этой теме.
    Довольно впечатляюще получилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *