Белый шум

Посмотрел художественный фильм «Я видел свечение телевизора» режиссёра Джейн Шёнбрун, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. Это история длиною в двадцать с лишним лет, повествующая о странной дружбе между Оуэном и Мэдди, фанатов телевизионного сериала «The Pink Opaque». В какой-то момент Мэдди исчезает, а Оуэн продолжает пересматривать видеокассеты с записями нескольких сезонов любимого шоу.

Первая ассоциация: этакий «Донни Дарко» для зумеров. Главные герои — одинокие интроверты-школьники, социализация которых осуществляется не посредством вступления в контакт с одноклассниками, а через просмотр новых приключений двух девчонок (персонажи сериала), борющихся с главзлодеем по имени Мистер Меланхолия. Собственно, от всепроникающей меланхолии страдают и сами Оуэн с Мэдди. В этом смысле, они совершенно идентичны своим кумирам из телевизора.

В более широком контексте, и Шёнбрун этот контекст создаёт, расставляет по ходу пьесы соответствующие ловушки-подсказки, это высказывание о тонкой грани между реальностью и вымыслом. На этом благодатном поле в своё время изрядно потрудились и Линч, и Вачовски (тогда ещё братья), и Кроненберг, и Вильнёв. Если копнуть глубже, нельзя не вспомнить о Хичкоке. Словом, в анамнезе с десяток славных имён наберётся. Добавляет ли Шёнбрун что-то своё к уже ранее сказанному? Пожалуй, нет, но концентрируется на власти медиа в его телевизионном изводе. Все мы так или иначе продукт того, что смотрели в детском, подростковом возрасте. И это данность.

Словом, не проходная работа. С замахом, возможно не вольным, на культовость в узких кругах таких же подростков, как и Оуэн с Мэдди. Качественное indie, которого, как известно, много не бывает. Хорошее зеркало — на уровне смыслов — в которое порой очень полезно смотреть.

По теме

4 комментария

  1. Спасибо Станислав.

    Если копнуть ещё глубже, то Шенбрук снял(а) автобиографию в нетрадиционной смысле. Она, до того, как стала «она», проходил(а) долгий и мучительной процесс принятия собственного существа и муки заточения в мужском теле.

    Эти муки, ломку психики, обретение себя режиссёр завесила плотной тканью сюрреализма. Но по Оуэну видно, что он пока что на самой начальной стадии процесса. Там есть всего два-три коротких кадра, где отдалённо можно догадаться об этом.

    Мне напомнило Линча, только для девочек. Более прямолинейно, но не менее тяжело в процессе внимания.

  2. Я считал обречённость нескольких поколений молодых людей в сегодняшней реальности (прежде всего экономической, хотя прямым текстом это не проговаривается) найти своё место в обществе. Монолог-перфоманс Ланди-Пейн в этом смысле довольно ярко, на мой взгляд, говорит именно об этой теме.
    Довольно впечатляюще получилось.

Добавить комментарий для Акмаль Салихов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *