Монтаж

В своей книге «Как делается кино» Сидни Люмет в какой-то момент заводит разговор о монтаже.

Как и всё в кинематографе, монтаж — это техническая работа с важными художественными последствиями. Абсурдно полагать, что фильмы «создают» в монтажной комнате, но их совершенно точно могут там уничтожить. Существует множество заблуждений относительно монтажа, особенно среди критиков. Я читал об одном фильме, что он был «прекрасно смонтирован». Да автор никак не мог знать, насколько хорошо или плохо был смонтирован фильм. Он может казаться плохо смонтированным, но только потому, что был ужасно снят. На самом деле, если сюжет хоть как-то отслеживается, это может быть заслугой монтажа. И наоборот, фильм может казаться хорошо смонтированным, но кто знает, что осталось на полу монтажной. На мой взгляд, только три человека знают, насколько хорош или плох монтаж: монтажёр, режиссёр и оператор. Только им известно, что было снято изначально.

С одной стороны, базовая вещь. Но спорить с этим невозможно. В данном контексте можно порадоваться за режиссёра Содерберга. Уж он-то со своими постоянными партнёрами — оператором Питером Эндрюсом и монтажёром Мэри Энн Бернард — всегда общий язык найдёт.

По теме

12 комментариев

  1. да, Содерберг это здорово придумал)) и молодец, что активно практикует))

  2. Недавно прочла из интервью Бессона, что все без исключения его фильмы были плохими за три месяца до завершения. Стало быть на стадии монтажа именно и именно монтажом их привёл в удобоваримое состояние.

    Но интервью касалось Догмена, такой картине никакие ножницы не помогут. Сам факт, его заявление, говорят что некоторые на монтаж делают большую ставку.

    1. У Владимира Басова было такое же мнение. Вроде бы он чуть ли ни на спор перемонтировал картину начинающего режиссера так, что она в итоге получила первую категорию проката. Ну и его знаменитая цитата (история из разряда баек, но все же) адресованная молодому и тогда ещё совсем не маститому актёру Олегу Янковскому тоже вошла в анналы
      -Какова моя сверхзадача?
      -Ты, (цензура), играй, а сверхзадачу я тебе смонтирую! 😁

      1. Богатую тему подняли. Басов и тех многих режиссёров союза, которых знают не за постановки, но актёрство (Смирнов, Понкратов-Чёрный, Быковы оба, Меньшов в меньшей степени, Шукшин) . Хотя Дни Турбиных качественная экранизация.

        Александра Анатольевича Ширвиндта не стало сегодня. Огромный пласт интеллигентного юмора ушёл.

  3. А какие можно привести примеры, когда плохой монтаж угробил хороший фильм? Вроде бы Однажды в Америке Леоне изначально исковеркали, но я смотрел только режиссерскую версию, оценить не могу.
    Снайдера, Лига справедливости, лучше режиссерская версия, но не сказать, что что то выдающиеся. Правда не поклонник ни жанра,ни режиссера. Хотя если монтаж был изначально плох, у многих фильмов, наверное просто не было второго шанса.

  4. Не, ну, ребята, вы как маленькие- монтаж решает всё на самом деле.

    Для примера- вот «Чужой 3» в режиссёрской версии я бы не стал пересматривать никогда, которая с коровами, а в прокатной версии- идеальный фильм любимый.

  5. Монтаж критически важен для восприятия фильма. Приведу примеры из классиков. Ф.Ф..Коппола уже после показа: «Апокалипсиса сегодня» в Каннах внес в готовый фильм более 100 монтажных дополнений. При этом короткая, обычная кинотеатральная версия фильма, которая идет 2,5 часа, мне нравится больше всего. Ибо не перегружена. К 50-летнему юбилею ходил в кино смотреть расширенную режиссерскую версию, которая идет 3 часа 15 минут. Уже не торт. Мощь великого фильма как-то размывается. Даже пару раз, каюсь, на часы смотрел. То же самое могу сказать о расширенной режиссерской версии: «Голубой бездны» Люка Бессона. Сильно проигрывает классической версии, где история подана емко и делает фильм шедевром. Но вот режиссерская версия: «Леона» того же Бессона нравится куда больше кинотеатральной, потому что в доп.сценах на 40 минут полнее раскрыт персонаж Портман, что явно добавляет фильму глубины. Также не могу смотреть все кастрированные версии: «Бегущего по лезвию» (ни первую, выпущенную в прокат студией с последней сценой, взятой из: «Сияния» Кубрика, ни убогую короткую версию на 1.41 самого Ридли Скотта, которую он выпустил типа как «самую правильную» к 25-летию фильма в 2007 году, и где убита главная интрига — репликант ли Деккард). Обожаю смотреть расширенные версии: «Бегущего» с большими (по 20 минут) удаленными сценами внутри здания корпорации Тайрелл. Там же настоящий постмодернистский Шекспир разыгрывается! К сожалению, эти крутые сцены не связаны монтажными «мостиками» с основным «телом» фильма. Как известно, Скотту не дали доснять весь материал, и отлучили от финального монтажа в 1982 году.
    Словом, Сидни Люмет 100% прав, что монтаж — важнейшая часть кинопроизводства.

  6. Да, Леон и Голубая бездна, хорошие примеры. Умел же человек раньше снимать отличное кино.
    Необратимость ещё с Белуччи, есть версии в обратном и прямом хронологическом порядке. Интересно бы сравнить, но не могу такое смотреть.
    Слухи ходили ещё, что Довод перемонтируют в инверсном режиме, вот бы то же был интересный эксперимент.

  7. Мне кажется, что когда идёт речь о расширенной версии, режиссёрской и кино театральной, в рамках темы монтажа можно говорить именно о монтаже только в двух последних случаях. В расширенной вставляют куски, ну просто вставили излишне объясняющие какую-то вещь, которые никан, почти всегда, не влияют на художественную ценность но для фанатов играют роль дополняющего воображение нитро.

    В этом смысле ВК и Хранители в расширенном формате значительно более привлекательны. Я эти фильмы только в таком варианте смотрю.

  8. Согласен, расширенная версия появляется, как правило, для успешных и даже ставших культовыми фильмов. Монтаж прокатных версий там на должном уровне. А расширенная версия — это просто новые кадры, порадовать фанатов.
    Режиссерские версии появляются, когда автору крутили руки. Не всегда во вред, но крутили.

  9. Монтаж — крайне важное искусство.
    … Банально, прибавь к «Бешеным псам» ещё 5 минут доп сцен. Разве был бы шедевр на века ??
    … …»Апокалипсис» Копполы и так широкое кино. С уважением посмотрел реж версию, но и оригинал непросто смотрится. Кому нахрен нужен спор французских колонистов во Вьетнаме о разнице коммунизма и социализма ??? … … Хотя то, что капитан Уиллард уложил француженку в постель все- таки приятно.
    … …Ладно, камрады, монтаж величайшее и одно из основных искусств в создании кино ! … Разве не так ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *