Посмотрел художественный фильм «Игорный дом» (1987), режиссёрский дебют Дэвида Мэмета, уже пулитцеровского лауреата и набирающего обороты сценариста (за плечами «Вердикт» Сидни Люмета и «Почтальон всегда звонит дважды» Боба Рэфелсона). Это история о психиатре Маргарет Форд (Линдси Краус), преуспевающем профессионале, которой явно не достаёт чего-то рискового и настоящего в повседневной жизни. Всё меняется после встречи с обаятельным мошенником Майком (Джо Мантенья), решающим показать ей закулисье мелких и крупных афер.
Классический сюжет об обмане и тех, кто обманываться рад, Мэмет помещает в пространство таверн, баров и гостиничных номеров с приглушенным светом. Здесь обитают не плохие в сущности люди, но со своим взглядом на происходящее вокруг. А именно: обвести вокруг пальца можно любого, и цель тут не денежный куш, а сам процесс.
Есть в «Игорном доме» очарование кинематографа 1980-х (голливудского образца, конечно). Не спешно, что называется, без резких движений, но к мотивации и характерам главных действующих лиц вопросов никаких. Всё как на блюдечке. Понятно, что в первую очередь за это надо благодарить самого Мэмета. Расчертил шахматную партию с штангенциркулем в руках. Есть там и наивность. Некоторых сюжетных построений, как минимум. Глаз, однако, не режет. Напротив. Для режиссёра эта наивность часть игры. Когда не с каменным лицом повествование ведёшь, а с лёгким ироничным прищуром. Мэмет здесь пробует жанровые установки на зуб, проверяет на прочность известные схемы-варианты.
Получилось в итоге очень трогательно, мило и как-то по-настоящему. Такое чистое зрительское удовольствие. Позже Дэвид Мэмет свою состоятельность на поприще режиссёра доказал и закрепил, но дебют (в любом деле) случается лишь один раз в жизни.
7 комментариев
Спасибо Станислав.
Каким фильмом (ами) Мэмет доказал и закрепил свою состоятельность? Просто интересно.
Они с Краус женаты были.
Да, собственно, следующими двумя работами — «Всё меняется» и «Отдел по расследованию убийств». Стало ясно, что Мэмет не поиграться в режиссуру зашёл.
Спасибо.
Ни одной картины не видела его. А вот по его сценариям да.
Заканчиваю с Шабролем. Затем Ален Корно на очереди и Мамета за ним тогда. Но у американца немного я так поняла. Французы плодотворнее)
Станислав, по возможности почаще именно о таких фильмах пишите.
Спасибо за заметку. Вот есть этот пласт кино, когда вроде бы сняли и сняли, громких оваций и яркой медийности не сыскал, касса тоже как-то чего-то ничего, на особом слуху не было, вроде и не бэха, не тв-фильм, а «просто фильм». Вот скосишь поле, а оказывается какие-то да золотые колоски да пропустили.
Хорошо про поле и колоски.
Шукшина захотелось перечитать)
…. с таким успехом массу фильмов, конечно, видели. На один из них прям наткнулся это с любимой Мэделин Стоу и Аланом Рикманом » Страна в шкафу». Комната, допрос, два человека. Речь не о жанре, концепции… Просто фильм.