Time Destroys Everything

Да, так вот о художественном фильме «Необратимость. Полная инверсия» режиссёра Гаспара Ноэ, где известные всем киноманам события 2002 года показаны в хронологической последовательности. На первый взгляд, выглядит ироничной издёвкой (вместо того, чтобы снять новый фильм, автор просто перемонтирует старый), на деле всё несколько интереснее.

Восстанавливая событийный ряд step by step, Ноэ в более явном виде обнажает то, что можно было пропустить (и многие наверняка пропустили) при просмотре оригинальной версии, когда шокирующий финал и сцена в переходе так или иначе затмевали иные важные детали.

Но ключевое отличие версий даже не в этом. В 2002 году своим повествовательным приёмом режиссёр вырвал героев из Ада (клуб «Прямая кишка») и поместил их в Рай (идиллический финал с читающей на лужайке книгу Моникой Беллуччи). В 2021-м — последовательно растоптал и уничтожил, показав, что между Адом и Раем расстояние в один подземный переход.

Значительно мощнее выглядит и партия философствующего Пьера (Альбер Дюпонтель), прямо заявляющего, что его единственным оружием являются слова. На фоне Маркуса (Венсан Кассель) он излишне рационален и правилен. Но в конце концов даёт волю чувствам, в результате чего смертельно опасным оружием становится уже огнетушитель. Маскулинный Маркус оказывается слабым звеном, интеллигент Пьер — убийцей.

На фоне недавних нолановских игрищ всё это выглядит куда весомее. Не шуткой, а полноценным высказыванием. Казалось бы, элементарная вещь — переставить местами сцены в привычном, так сказать, порядке. От начала к концу. Магия же возникает ровно потому, что в оригинальной «Необратимости» помимо жонглирования с временем и жестокости было что-то ещё. В диалогах, нюансах, межкадровом пространстве. В «Полной инверсии» всё это вышло на первый план. В очередной раз доказав грандиозность проделанной Гаспаром Ноэ работы.

По теме

13 комментариев

  1. Это уже интересно, т.к. эффект от просмотра оригинала свеж до сих пор.
    Спасибо, Станислав, поглядим.

  2. Впервые фильм посмотрел в Тарту (Эстония) на фестивале PÖFF. Там поставили на главной площади большой надувной экран и показали всем желающим и нежелающим. 🙂 Для меня до сих пор загадка, как такое разрешили сделать. Дети были, конечно же.

    Изюминкой на торте было то, что я пошёл на этот фильм на свидание. Да, я не до конца знал, о чем этот фильм. Но мы женаты )

        1. Извиняюсь, писал в машине) Ошибся, должен был быть восклицательный знак. Классная история!

  3. Смотрел в кинотеатре первый раз. И вряд ли это когда-нибудь забуду. Неделю под впечатлением ходил. Ноэ — гений.

  4. Не совсем понятно, что там можно перемонтировать. На сколько помню, фильм состоит из нескольких крупных сцен, снятых одним планом, связанных обычными переходными сценами. Там и так всё понятно было.
    Желания пересматривать нет. Да и Гаспар стал однотипным и неинтересным для меня. В своих новых работах он топчется на месте, используя старые приёмы.
    P.S: Считаю некоректным упоминание Нолана. Ноэ снял тяжёлую, тягучую социальную драму, Нолан выдал фантастический шпионский боевик. Какое отношение один к другому имеет в данном случае?

    1. Если забыли, то эти крупные сцены шли в обратном временном порядке. Видимо, это и поменяли.

      Ну, сравнение, очевидно, с последними серьёзными заигрываниями с нелинейным временем. При этом у Нолана игра ради игры, за которой не стоит никакого внятного высказывания. Просто захотел поиграться в шпионов.

      1. yozhix, помню. Всё равно непопятно, зачем. Фильм оставляет жуткое впечатление и понятен в том порядке, в каком был выпушен в 00.

        В таком случае лучше «Помни» брать для сравнения. Тогда для некоторых зрителей так же выпустили версию с «понятным» порядком сцен.

        Но каким боком Довод сюда прилепили — непонятно. Если только из-за заигрываний со временем (технический приём) — то глупо.

        1. Ну, вот, автор заметки решил сравнить несравнимое — его право. Не глупо. Просто ещё один камень в сторону «Довода» со стороны Станислава, как мне кажется.

          Мне кажется, суть заметки как раз в том, что при верном порядке можно найти в кино что-то новое. И это не то же самое, как разобраться в сюжете нолановских фильмов, где расстановка нужна, чтобы понять сам сюжет и передвижения из пункта А в пункт Б.

          Видимо, в случае с «Необратимостью», где всё и так понятно в сюжете, автор заметки нашел новое смысловое. Вот и всё. А мы можем решить теперь, посмотреть новую версию или нет.

  5. Пожалуй стоит и «Криминальное чтиво» перемонтировать в хронологической последовательности, а то вдруг не все заметили, что героя Траволты убивают.

  6. Один раз смотрела. И этого до сих пор достаточно. Не то кино, которое нужно пересматривать раз в год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *