Да, так вот о художественном фильме «Необратимость. Полная инверсия» режиссёра Гаспара Ноэ, где известные всем киноманам события 2002 года показаны в хронологической последовательности. На первый взгляд, выглядит ироничной издёвкой (вместо того, чтобы снять новый фильм, автор просто перемонтирует старый), на деле всё несколько интереснее.
Восстанавливая событийный ряд step by step, Ноэ в более явном виде обнажает то, что можно было пропустить (и многие наверняка пропустили) при просмотре оригинальной версии, когда шокирующий финал и сцена в переходе так или иначе затмевали иные важные детали.
Но ключевое отличие версий даже не в этом. В 2002 году своим повествовательным приёмом режиссёр вырвал героев из Ада (клуб «Прямая кишка») и поместил их в Рай (идиллический финал с читающей на лужайке книгу Моникой Беллуччи). В 2021-м — последовательно растоптал и уничтожил, показав, что между Адом и Раем расстояние в один подземный переход.
Значительно мощнее выглядит и партия философствующего Пьера (Альбер Дюпонтель), прямо заявляющего, что его единственным оружием являются слова. На фоне Маркуса (Венсан Кассель) он излишне рационален и правилен. Но в конце концов даёт волю чувствам, в результате чего смертельно опасным оружием становится уже огнетушитель. Маскулинный Маркус оказывается слабым звеном, интеллигент Пьер — убийцей.
На фоне недавних нолановских игрищ всё это выглядит куда весомее. Не шуткой, а полноценным высказыванием. Казалось бы, элементарная вещь — переставить местами сцены в привычном, так сказать, порядке. От начала к концу. Магия же возникает ровно потому, что в оригинальной «Необратимости» помимо жонглирования с временем и жестокости было что-то ещё. В диалогах, нюансах, межкадровом пространстве. В «Полной инверсии» всё это вышло на первый план. В очередной раз доказав грандиозность проделанной Гаспаром Ноэ работы.
13 комментариев
Это уже интересно, т.к. эффект от просмотра оригинала свеж до сих пор.
Спасибо, Станислав, поглядим.
Впервые фильм посмотрел в Тарту (Эстония) на фестивале PÖFF. Там поставили на главной площади большой надувной экран и показали всем желающим и нежелающим. 🙂 Для меня до сих пор загадка, как такое разрешили сделать. Дети были, конечно же.
Изюминкой на торте было то, что я пошёл на этот фильм на свидание. Да, я не до конца знал, о чем этот фильм. Но мы женаты )
Классная история?
Отличная история!
Marik, не понял вопроса. Решайте сами. Для меня — да.
Извиняюсь, писал в машине) Ошибся, должен был быть восклицательный знак. Классная история!
Смотрел в кинотеатре первый раз. И вряд ли это когда-нибудь забуду. Неделю под впечатлением ходил. Ноэ — гений.
Не совсем понятно, что там можно перемонтировать. На сколько помню, фильм состоит из нескольких крупных сцен, снятых одним планом, связанных обычными переходными сценами. Там и так всё понятно было.
Желания пересматривать нет. Да и Гаспар стал однотипным и неинтересным для меня. В своих новых работах он топчется на месте, используя старые приёмы.
P.S: Считаю некоректным упоминание Нолана. Ноэ снял тяжёлую, тягучую социальную драму, Нолан выдал фантастический шпионский боевик. Какое отношение один к другому имеет в данном случае?
Если забыли, то эти крупные сцены шли в обратном временном порядке. Видимо, это и поменяли.
Ну, сравнение, очевидно, с последними серьёзными заигрываниями с нелинейным временем. При этом у Нолана игра ради игры, за которой не стоит никакого внятного высказывания. Просто захотел поиграться в шпионов.
yozhix, помню. Всё равно непопятно, зачем. Фильм оставляет жуткое впечатление и понятен в том порядке, в каком был выпушен в 00.
В таком случае лучше «Помни» брать для сравнения. Тогда для некоторых зрителей так же выпустили версию с «понятным» порядком сцен.
Но каким боком Довод сюда прилепили — непонятно. Если только из-за заигрываний со временем (технический приём) — то глупо.
Ну, вот, автор заметки решил сравнить несравнимое — его право. Не глупо. Просто ещё один камень в сторону «Довода» со стороны Станислава, как мне кажется.
Мне кажется, суть заметки как раз в том, что при верном порядке можно найти в кино что-то новое. И это не то же самое, как разобраться в сюжете нолановских фильмов, где расстановка нужна, чтобы понять сам сюжет и передвижения из пункта А в пункт Б.
Видимо, в случае с «Необратимостью», где всё и так понятно в сюжете, автор заметки нашел новое смысловое. Вот и всё. А мы можем решить теперь, посмотреть новую версию или нет.
Пожалуй стоит и «Криминальное чтиво» перемонтировать в хронологической последовательности, а то вдруг не все заметили, что героя Траволты убивают.
Один раз смотрела. И этого до сих пор достаточно. Не то кино, которое нужно пересматривать раз в год.