Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

На  этой неделе в прокате стартовал художественный фильм «Завод» режиссёра Юрия Быкова, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. На провинциальный завод приезжает бизнесмен Калугин (Андрей Смоляков), купивший в девяностые производство за бесценок, и объявляет о ближайшем закрытии. Бонусом к скверной новости идут обещания о задержке зарплаты. Шестеро работяг придумывают дерзкий план: взять Калугина в заложники и потребовать за него выкуп. До какого-то момента всё идёт как надо…

После казуса с сериалом «Спящие» режиссёр Быков возвращается на родную для себя территорию остросоциального кино, где устами героев проговариваются важные и точные смыслы, а жанровые атрибуты (формально «Завод» можно отнести к триллеру или даже боевику) не более чем условность, за которой без труда улавливается авторская позиция. Здесь нет пустых разговоров и фальшивых «красивостей». Всё строго по делу и максимально жизненно. Конкретная ситуация, узнаваемые типажи, привычный для российской глубинки контекст.

Что важно, режиссёр не превращает сюжетообразующие элементы фильма в манифест защиты пролетариата, восставшего против гнёта капиталистов. За счёт проработки характеров (как минимум, центральных фигур картины) возникает необходимая глубина и неоднозначность. Нет хороших и нет плохих. Есть обстоятельства и люди, которые воспринимают их по-разному и так же (по-разному) на них реагируют. У каждого тут своя правда. И доля истины есть в каждой из представленных точек зрения.

Ничего принципиально нового для себя Быков в «Заводе» не озвучивает. Да и возможно ли это, если вдуматься. На базовом уровне всё уже было сказано в «Жить», «Майоре», «Дураке». Тут важнее детали, нюансировка, собственно кинематографическая составляющая. И ещё тот факт, что подобные работы в принципе можно увидеть на больших экранах. Редкое удовольствие по нынешним временам. Впрочем, такого рода картины всегда были штучным товаров. Им и останутся.

По теме

9 комментариев

  1. Редко когда бывает, что трейлер цепляет. Тот самый случай. И плюс рецензия от Станислава… В общем, посмотрю с удовольствием.

  2. Для поклонников Быкова (отношу сюда и себя) ничего нового пусть и нет, это действительно так. Но фильм держит в напряжении с самого начала и заставляет думать. Мы после сеанса с компанией друзей переместились в кафе и там ещё часа два говорили только о фильме. Не о содержании, а именно смысловой нагрузке.

    1. ну и к каким выводам пришли…?!
      мораль…?
      если покадрово расценивать начало и концовку фильма…
      Седой приходит в ад, а Туман из ада выходит…

  3. Интересная рецензия. … Кстати ( простите, Станислав, за упоминание), у конкурентов, так сказать, с Фильм.ру, фильму дали 5 из 10. И указали на шаблонность, как в советских брошюрах, картонность, однобокость как конфликта так и персонажей. … По вашему, все глубже. И это повод посмотреть. …

  4. Ну что сказать.Время сейчас наступило такое, когда зрители КиноПоиска выбирали фильм 15-летия, то победил Дурак. Я этот фильм видел, сказать что хочется пересмотреть, нет. Сказать что хочется на отдельном DVD иметь тоже нет. Просто понимаю, что накипело у всех, и дальше врядли лучше. Просто сейчас не до красоты.

  5. Ходила вчера. Великолепно, 2 часа пролетели на одном дыхании. Недавно открыла для себя Быкова и я в восторге. Имхо самый сильный у него – Майор, Завод его не переплюнул, но это очень сильная и крепкая работа, с прекрасной музыкой и отличными актерскими работами (жаль сам Быков не снимался).
    И кстати, мне очень понравился Спящие.

  6. Для себя заметил, что когда для Станислава “жанровые атрибуты не более, чем условность”, зачастую кроме них в фильме больше ничего и нет. Как со Вдовами недавними. Нет, конечно, при желание можно найти и глубокий смысл в банке с супом, и чёрную кошку в тёмной комнате, и жемчужину в навозе, зависит от старания смотрящего. Безотносительно данного кино (не смотрел ещё), мысли вслух.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *