Why Are They Here?

На этой неделе в прокат вышел художественный фильм «Прибытие» режиссёра Дени Вильнёва, и по этому поводу необходимо сказать несколько слов. Лингвист Эми Адамс и учёный-физик Джереми Реннер по просьбе военных (в лице как всегда обстоятельного Фореста Уитакера) пытаются контактировать с пришельцами, чьи корабли одномоментно появились в различных уголках Земли. Вопрос, который настоятельно требует скорейшего ответа — зачем и для чего они (пришельцы) прибыли на нашу планету? Но для начала необходимо определиться с простейшими коммуникационными конструкциями…

Впервые в карьере режиссёр Вильнёв берётся за жанр научной фантастики в его самой, так сказать, болотистой ипостаси: контакт с НЛО, пришельцы и человечество. Тема исхожена вдоль и поперёк, от философских притч Стэнли Кубрика до гуманистических сказок Стивена Спилберга. Сказать что-то своё не просто сложно, а почти невозможно. Остаётся разве что изобрести новый язык, точнее — преобразовать хорошо известное (с аккуратной бирочкой «классика») в нечто с авторской начинкой. Ровно это Вильнёв и проделывает, превращая кургузый сюжет в полноценное высказывание о международной политике, времени, человеке, предопределенности и судьбе.

«Прибытие» рефлексирует о встрече/столкновении с Другим, когда необходимость коммуникации перевешивает очевидный страх перед непознанным и непонятным. Вильнёв достаточно внятно проговаривает важную мысль: непонятность совсем не синонимична непонятости. И инопланетяне в данном случае всего лишь символ, красивая метафора. На самом деле разговор о людях, которые по разным причинам (иногда объективного, но чаще всего субъективного свойства) не желают и не хотят слышать и слушать друг друга. Как и для любого большого художника (а то, что канадец из таких, стало понятно давно) научно-фантастический антураж для Вильнёва не более чем красивая ширма, скрывающая рассуждения о месте человека в этом подлунном мире.

Что-то подобное в 2011-м продемонстрировал Стивен Содерберг в «Заражении», на глазах изумлённой публики пересобрав жанр фильма-катастрофы о вирусной угрозе. Вильнёв сделал то же самое, и это неудивительно. Этих режиссёров роднит не только наличие неоспоримого таланта и выдающегося художественного чутья, но и умение тратить крупные бюджеты с высочайшим уровнем КПД.

«Прибытие» задаёт планку, обозначает линию горизонта, к которой необходимо стремиться. Ясно, что смогут немногие. Скорее всего, единицы. Но это, как говорится, уже не проблемы Вильнёва. Свою же работу он сделал на отлично.

P.S. Да, теперь окончательно ясно, что назначение канадца на капитанский мостик сиквела «Бегущего по лезвию» — единственно верное решение из всех возможных. Он не подведёт!

По теме

10 комментариев

  1. Надеюсь, что смогу сходить в кинотеатр, но в любом случае фильм в фаворе. Спасибо Станислав.

  2. Фильм хорош. Главной героине хочется пожать руку. Стойкая и эмоционально сильная женщина. Согласиться в финале фильма на такой шаг, когда финал известен.. не каждому под силу. Сомнений нет — блейд раннер Вильневу по плечу. Если только не будут мешать, получим классное зрелище не только для глаз. И есть вероятность того, что получиться может не только не хуже, но и лучше. Или о старом в новом обличие 🙂 кому как больше нравится.

  3. Отличный сай-фай вышел. Мне как переводчику вдвойне приятно видеть, что в главная героиня фильма — лингвист, которая смогла «расшифровать» непонятный язык инопланетян. Фильм кончено, не про НЛО, а про людей, всех нас, кто живет на планете Земля. Коммуникация здесь — одна из многочисленных тем…Очень ждала фильма и не разочаровалась. Очень приятно делать обзоры на такие фильмы. Браво, мистер Вильнёв!!

  4. Тоже посмотрел. Отличнейший фильм. Один из лучших научно-фантастических, что видел за последние несколько лет. Вильнёв прям крут-крут. За «Бегущего по лезвию» теперь и правда спокойно стало.

  5. Фильм произвёл глубокое впечатление.
    Проще говоря, я уревелась до сиреневых соплей.

  6. Потрясающе красивое кино само по себе. Но как научная фантастика слабовата.

      1. Все элементы фантастики оставили без внимания, а главная героиня и ее переживания вышли на первый план. Как точно подмечено у Станислава, пришельцы это лишь прикрытие для высказывания на другие темы.

  7. Конечно фильм не о пришельцах но если говорить о таком жанре как научная фантастика неплохо было бы задаться вопросом — зачем Другие прибыли? что хотели донести?
    Лично мне не хотелось бы думать что цель звучит как «примирить людей», потому что такого рода идеи не раскрыты и не реализованы исходя из сюжета. Мне больше нравится сама идея контакта как такова и способ глянуть на себя через его призму, эдакий «Пикник на обочине» с вопросами Редрика Шухарда.

Добавить комментарий для tmza Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *