Deus ex Machina

Досмотрел сериал «Разрабы» режиссёра Алекса Гарленда, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. События разворачиваются вокруг IT-компании «Амайя», в недрах которой существует сверхсекретное подразделение, осуществляющее разработку софта, который в прямом и переносном смысле может перевернуть (и перечеркнуть) классические представления о природе реальности и времени.

Идейно «Разрабы» близки полнометражному дебюту режиссёра «Из машины». Sci-fi составляющая здесь всего лишь повод поговорить о вещах фундаментального, онтологического порядка. Это же относится, собственно, и к содержательной части сериала. Сюжет вне всяких сомнений имеет место, следить за событиями интересно и, мягко выражаясь, не скучно, но все эти хитросплетения очевидно вторичны по сравнению со смысловой начинкой, которая озвучивается (и разворачивается, с каждой серией обретая объём и одновременно глубину) в неспешных разговорах героев.

А рассуждают они о детерминизме (Гарленд фактически воспроизводит знаменитый мысленный эксперимент Пьера-Симона Лапласа), свободе выбора, божественном провидении и причинно-следственных связях любого мало-мальски значимого поступка. В заключительной серии, буквально за 15 минут до финальных титров, режиссёр вытаскивает из кармана ещё одну тему, сопоставимую по масштабам с вышеперечисленными.

Словом, это тот редкий по нашим временам случай, когда художественная составляющая per se является лишь приглашением для куда более содержательного разговора. Выходящего далеко за рамки обсуждения эстетических достоинств (а их немало) самого сериала. Гарленд мог бы написать философский трактат, но решил представить свои размышления в более современном формате. Что правильно и, строго говоря, не ново. Ровно тем же самым занимался, например, Достоевский, оказав своими романами колоссальное влияние на русскую и западноевропейскую философскую мысль.

Получилось по-настоящему мощно. Почти восьмичасовой хронометраж позволил режиссёру озвучить всю повестку, все pro et contra. И это не холодная повествовательная конструкция, где эмоции героев глубоко вторичны по отношению к проговариваемым темам, а сбалансированная история, идущая свои курсом между Умом и Сердцем.

Строго говоря, нечто подобное от режиссёра Гарленда и ожидалось. Предыдущими работами он задал очень высокую планку. Тем не менее, очень приятно, что не подвёл и по-прежнему выбивает десять из десяти.

По теме

14 комментариев

  1. да, сильно получилось…очень жаль, что так редко подобное снимается…может кто что посоветует, чтобы аж прям уххх???

    1. на самом деле…не очень и не жаль, ибо гений — субстанция уникальная по определению, обилие чего в принципе невозможно и совершенно точно не требуется в нашем то с вами мире

    2. «Кто что посоветует…?»

      «Devs» — masterpiece. Что и говорить.
      Для меня «Too old to die young» by NWR лучшее, что я видел за долгое время. Последние несколько лет я как то «сухо» смотрю фильмы. Но тут. До сих пор мурашки по коже. Я не объективен. Люблю Рефна и Хоукса (помню как болел за него на оскаре, но очень сильная конкуренция была Джеффри Раш, Руфало, и Бэйл заслуженно получил за «Бойца»). А тут все совпало. Волшебные Джена Мэлоун и Родло — Ярица.

      Разворачивается повествование очень не спеша. Ближе к финалу скорость стремится к космической. Одна серия идет 1 час, другая 30 минут, еще одна — 2 часа, есть по 40. И Рефну это позволяют притом, что формально — это сериал.
      Если все же не надумаете. Насладитесь увертюрой к «Тангейзеру». Вагенр.
      https://www.youtube.com/watch?v=PWK2IeYNkxE

      1. Гость, Рефн , по-моему, залип на стиле и все дальше отошел от сюжета. Допустим, как форму я это принимаю и готов наблюдать неспешное действо пару часов. Но 10 часов или сколько там ? Это хоть как-то окупается кроме как красивыми кадрами и музыкальным сопровождением?
        Помню Ганнибал на третьем сезоне 3 — 4 серии выключил к «х собачьим» , так как стало невозможно уже за этой мутью следить. Уже откровенно бесить начало)
        Тем не менее, понимаю, что у Рефна это основополагающий подход к данному, но хоть чем-то еще это десятичасовое созерцание оправдается ?

        1. На уровне смыслов критике подвергается весь уклад жизни американской. Сюжет — линейный. Он тут как холст или кисточка, только для того, что без него в принципе не обойтись. Но Рефн на поверхности сделал 3 линии, сюжетные. Дальше, как к дереву с тремя стволами аккуратно дорисовывает ветки и листья, местами переплетая в причудливый узор. Не буду говорить долбанет ли скандинав молнией по этой колорадской сосне, пусть интрига останется. Вот только сюжет тут не так уж и важен. Он всю Америку чихвостит. Критике подвергается весь смысл «свободной» страны, страны «возможностей». Как по мне, для NWR это огромный прыжок вперед.
          Джена Мэлоун тут прекрасна. Насчет темпа.Он медленный только поначалу. Если видели «Приключение»(1960) Антониони, примерно так же.

  2. Гость, могли бы и «Вагенра» на «Вагнера» исправить ! …При всей внутренней понятно отчего и почему неприязни к Вагнеру каждого русского человека, Рихард ДОСТОИН чтобы его фамилию правильно писали. …
    Я думаю при всем его германизме даже он ужаснулся бы деятельности Третьего рейха.

    1. Тут нет такой возможности. Редактировать. Вспомнил «Великолепного» с Бельмондо. Где у него на машинке буква «р» не нажималась.
      Merci. Теперь знаю какую комедию сегодня пересмотрю.

  3. А о Гарленде: … столп фантастики 21 века. … В далеком начале 20 века Герберт Уэллс, писатель (сейчас точно был бы режиссером) своими «Война Миров» «Человек невидимка» и «Машиной Времени» ( И «Островом доктора Моро») определил ВЕСЬ вектор фантастики 20 века !! … Теперь же и Гарленд от «28 дней спустя» до «Екс Макины» и т.д. определяет самые главные вопросы и сценарии куда мы идем в 21 веке с нашим перенаселением, роботизацией, компьютеризацией и учащающимся душевным опустошением.

  4. Досмотрел сегодня. Давно от сериалов не получал такого удовольствия. Вещь высочайшего уровня! Смыслов тут больше, чем во всей научной фантастике полнометражной за последние лет пять. Философская вещь

  5. посмотрел на днях, решил перечитать ваши «несколько слов».
    мне кажется Нолан должен уйти в запой после этого сериала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *