Воланд

Так вот несколько слов о художественном фильме «Мастер и Маргарита» режиссёра Михаила Локшина, где булгаковская проза — не более чем точка отсчёта для самостоятельного высказывания (при очевидном сохранении основной сюжетной фабулы).

Такой подход, к слову, выглядит вполне уместным. Начиная с того, что любая экранизация это в первую очередь переосмысление литературного оригинала, а не воспроизведение в формате один-в-один. Для этого, собственно, достаточно просто прочитать книгу. Когда же речь идёт об inspired by — это как минимум любопытно. Режиссёр Локшин не ударился в радикальное переделывание первоисточника, а, как кажется, поставил перед собой задачу снять во всех смыслах большое кино на основе всем известного сюжета. И с этой задачей вполне успешно справился. Это в первую очередь качественно сделанная работа на каждом участке производственного процесса. С точки зрения ремесла как такового.

Булгаковская сатира, направленная на положение дел в Советском союзе почти столетней давности, удивительным образом (впрочем, удивление это с огромным знаком минус; таких удивлений хотелось бы поменьше) актуальна и в январе 2024 года. А некоторые сцены — в частности «товарищеский» суд над писателем в Союзе писателей — так и вовсе фактически из дня сегодняшнего. С той лишь разницей, что в качестве судебного органа отныне выступает Роскомнадзор. Подобные параллели добавляют картине некоторой глубины, вполне возможно не предусмотренной и самими авторами (съёмки были завершены в 2021 году).

Словом, совершенно внятное высказывание, снятое со знанием дела и искренним желанием.

По теме

17 комментариев

  1. Фактически из дня сегодняшнего — только если не особо разбираешься в истории и социально-экономических процессах.

  2. Качественная работа. Даже как-то и не к чему придраться. Понравился сценарий, общая эстетика, фантазийная Москва — образ города, будто бы из мрачноватых комиксов (в хорошем смысле). Несмотря на солидный хронометраж в 2,5 часа, смотрится очень бодро, ничего лишнего, много интересных деталей.

  3. Спасибо за рецензию, Станислав!Действительно,прежде всего, это очень качественный, голливудского уровня фильм. По остальному можно спорить до бесконечности. Только нужно сначала сходить и посмотреть лично.

    1. В России нет фильма голливудского уровня. Есть нормальные\хорошие, но в рамках отечественного кинорынка все-таки.

      1. kinolife, ну смотря что с чем сравнивать. И как именно сравнивать. В сегодняшнем Голливуде столько бездушных, бестолковых пустышек. Что в этом плане есть что сравнивать в пользу наших фильмов.
        В плане спецэффектов, конечно да, отстаем. Но, это все же больше денежный вопрос.
        Бюджеты размером 100-300 миллионов долларов на наше кино еще никто и никогда не выделял.
        Тот же Вызов, в рамках своего жанра, снят просто за смешные деньги, сущие копейки. Спутник Егора Абрамченко. Да тот же Мастер и Маргарита. Легенда 17.
        Поэтому, если сравнивать с точки зрения лоска картинки, качества спецэффектов, то вряд ли вообще когда-то догоним.
        А вот на территории смыслов, души. Вполне можем в ряде случаев соответствовать, в ряде и вовсе быть лучше.
        Во всяком случае, есть у нас фильмы и до сих пор выходят, сняты за копье, а вес имеют значительно выше, чем многие голливудские поделия стоимостью в 200-300 млн. долларов.
        Так что я бы не был столь категоричным по поводу того что не можем мы делать фильмы на уровне. Можем и делаем. Да, хотелось бы больше и чаще. Но, тем не менее.

  4. Нормальное качественное кино по мотивам произведения. За два с половиной часа в кинотеатре не успел заскучать. Это показатель.

  5. Я как фанат Влюблённого Шекспира (1998) и Волшебной Страны (2004) очень хотел увидеть похожий фильм по русской классике. Даже удивительно, что не так много фильмов снято по такой выгодной формуле — рождение известного произведения на фоне реальных (или реалистичных) событий.
    И вот дождался, хорошая работа.

  6. Фильм для тех, кто не читал, станет невнятной мистической мелодрамой в альтернативном историческом пейзаже.

    А знакомому с МиМ будет скучно, как мне, например. Всё рассчитано на знание литиста, иначе не понять многих сцен.

    Кино долго снимали, 6 лет, первоначальный режиссёр ушёл, Локшин молод, и это чувствуется. Помню, как лет пять назад анонсировали проект с «мировой’ звездой в роли Воланда. Ну-ну) когда привели Локшина, он так и хотел назвать картину, Воланд. Но немец, скорее всего, не вынес реалий российского кино производства, или наоборот, достал своей халатностью, лишь в двух сценах хорошо, с приятным булгаковским акцентом, говорит на Великом и могучем. В остальном даже дублер с трудом попадает. Пришлось перекраивать, перелатать пробелы.

    Кино значительно сузили, чувствуется, что сюжету тесно в адаптации.

    Если назвали фильм Мастер и Маргарита, будьте добры соответствовать и не прикрывать стыд фиговым листочков «По мотивам». Или назовите иначе, как Рязанов с Жестоким романсом, например, который добавил от себя очень много, но не изничтожил сущность пьесы.

    1. Бывают же любопытные совпадения.
      «…и не прикрывать стыд фиговым листочков «По мотивам».»
      В обсуждаемом фильме тоже звучит фраза про фиговый листочек.
      В сцене «товарищеского» суда.
      Из уст Латунского.

      1. Совпадение — это сопоставление двух независящи друг от друга событий в голове индивида.

        В данном случае простая ирония. Не думала, что смайликами надо душить каждую из них.

  7. Станислав, как всегда спасибо. Значит смотрим. Опасений львиную долю убрали 🙂
    Эх, целых 3 года кино шло до своего звездного часа, однако.

  8. никогда не любил кино «по мотивам». а при просмотре постоянно ловил себя на мысли, что жду моментов которых в книге не было. влип в кресло на три часа. стилистически показалось схожиме с «тенью» малкэя (с болдуином), люблю тот фильм.

    зы аудитории 60+ и сочувствующим не зайдёт — не по книге же. хотя кадры альтернативной москвы вызовут у них прилив гордости — а вот почти так и было/ностальгии — отождествление своей молодости с остальным проиходящим в то же время/сожеления — «такую страну про…ли».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *