Нефть

Да, так вот несколько слов о художественном фильме «Убийцы цветочной луны» режиссёра Мартина Скорсезе, повествующем о череде убийств индейцев из племени осейджей, имевших место в 1910-1930-х годах в штате Оклахома. На эту документальную основу Скорсезе накладывает сюжет о ветеране Первой мировой войны Эрнесте Беркхарте (Леонардо Ди Каприо), по наставлению своего дяди Уильяма Хейла (Роберт Де Ниро) решившего свататься — и свататься успешно, с последующей женитьбой — к богатой индианке Молли Кейл (Лили Гладстоун).

«Убийцы» Скорсезе — тот случай, когда кинематограф становится скальпелем в руках исследователя, решившего чуть детальнее разобраться (как минимум, воссоздать хронику событий; представить, как это могло происходить в действительности) в трагедии, случившейся около века назад. В таких случаях условная жанровость отходит на второй-третий планы. Режиссёр не ставит перед собой задачи кого-то развлекать, а хочет понять, прочувствовать, вскрыть возможную мотивацию и внутренние переживания главных действующих лиц. С тем, конечно, допущением, что какие-либо переживания вообще имели место. Скорее всего на деле речь шла о хладнокровном расчёте и желании существенно обогатиться за счёт коренного населения Северной Америки.

Но, когда за штурвалом проекта человек калибра Скорсезе, документальные, исторические и чисто художественные смыслы/контексты начинают «петь» в унисон друг с другом, порождая масштабное полотно, на котором можно найти как критику молодого американского капитализма, так и личную историю предательства, почти шизофренического расщепления личности.

В сущности, этот фильм можно/нужно было снять только из-за дуэта ДиКаприо — Де Ниро. К счастью, у них много общих сцен, и каждая из них на вес золота. У работы Скорсезе куда больше достоинств, чем звёздный кастинг сам по себе, но когда режиссёр сводит на одной площадке двух главных артистов в своей карьере — это красиво и очень трогательно.

Несмотря на внушительный хронометраж в 206 минут здесь есть пульсирующий повествовательный нерв, не отпускающий до самого финала. Скорсезе хотел снять эпичное кино, с размахом, с глубоким дыханием, с детализацией. И сделал это. Его «Убийцы» — представитель большого голливудского стиля 1960-х годов, когда во главу угла ставились психологические портреты главных действующих лиц и сюжетная арка как таковая. Отрадно, что в 2023 году такое ещё возможно.

По теме

14 комментариев

  1. В этом фильме, сложилось у Скорсезе абсолютно все. И сюжет, и актерская игра. И атмосфера.
    Начал смотреть в день выхода сами знаем где. Просто думал а гляну минут 5-10 чисто на затравку и на выходные оставлю. И раз, просмотрел до конца.
    Лучший фильм Скорсезе за многие года.

  2. Спасибо Станислав.

    Если бы это не была реальная история, мне тогда не почувствовалось, что она значительно шире картины Скорсезе. Он постарался сказать обо всем, местами лаконичнее необходимого.

    И в общем, кажется, он очень много времени уделил теме смерти и финальное зачитывание некролога шаркнуло по душе, с учётом последних его интервью, где чувствуется уныние.

    Но когда снимает классик, вопросы про костюмы, локации и интерьеры не очень интересуют. Вернее не в первую очередь. Главное насколько талантливо обошёлся с темой.

    Насчет шизофрении Станислав, он в одном из интервью сам говорил, что герой ДиКаприо понимал свои деяния только на глубоком подсознательно уровне. Поэтому в них не было двойственности. И приводит в пример его реакцию на взрыв, или выпивание содержимого пузырьки. Но тут, как говорится, простота хуже воровства.

    1. Я для статьи использовала кадр, где аборигены танцуют под струёй чёрного золота) эту добавила в серёдке)

  3. Как оказалось, Станислав, уже при закоренелом капитализме даже такое пока еще возможно) Но оно всё не спроста.

  4. Извините за оффтопик; Май, Декабрь и Оставленные вышли. Прекрасные картины, но последний лучший в этом году для меня.

  5. еле осилил за два присеста. снято красиво, спору нет. история видимо чисто американская, не тронула от слова совсем. одни идиоты убивают других пока не пришли (немцы) федералы. пара сцен с дикаприо да хороши — талант не пропьешь. дениро очень постарел. ни о чем…

    1. Де Ниро 80 лет уже!! Отлично выглядит для своего возраста. Дай бог здоровья!

  6. Посмотрел. Понравилось больше «Ирландца». Тут прям всё на своих местах. И понятно, что в первую очередь это локальная история для США, хотя выводы можно экстраполировать на всех конечно.

  7. Согласен что это шаг вперед или лучше сказать шаг назад, к прежнему Скорсезе. Здесь прям чувствуется прежний он, но к сожалению не на протяжении всего фильма. Не пожалел что посмотрел но могло быть намного лучше и это расстраивает.

  8. Хорошее цельное кино, но на один раз. Режиссура и актёры на высшем уровне. Повествовательный нерв имеет место быть, но на этом все. В общем , что на реальных событиях, то скучнее как обычно) Но это хорошее качественное кино все равно. Тут не развлечения прям ради, конечно, поэтому на совести режиссера оставлю. Претензий нет, откровенных восторгов как у предыдущих совместных работ тоже. Хорошо, достойно, на 7,8 из 10 с одним просмотром, второй раз пока что не тянет пересматривать, к сожалению.

    1. Пересмотрел уже дважды 🙂
      Наблюдать за развитием отношений и событий между персонажами Дэ Ниро / ДиКаприо / Гладстоун сплошное удовольствие. На сколько мощная метаморфоза происходит за все время фильма. Начиная с полностью комедийной и неимоверно легкой завязки отношений между всеми тремя, перетекая к середине фильма к полностью преступным и к концу к уже просто «шизофренически» ненормальным. Причем, со стороны всех троих.
      После второго просмотра фильм понравился еще больше.
      Ну и, экранная химия между персонажами ДиКаприо и Гладстоун (редко нынче такое в кино случается). До самого последнего момента пыталась дать второй шанс их отношениям.
      Ну а за совместные моменты Дэ Ниро и ДиКаприо, ну вообще. Вспоминаю Схватку Майкла Манна и Однажды в Голливуде Квентина Тарантино 🙂

      1. Спасибо за интересное мнение. Ну послевкусие у фильма осталось, конечно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *