Голова или живот?

Так вот о «Дуэлянте» режиссёра Алексея Мизгирёва, главной премьере недели. В Санкт-Петербурге образца 1860 года дворянин Яковлев (Пётр Фёдоров) участвует в дуэлях, представляя интересы третьих лиц (дуэльный кодекс это позволял). За прытью молодого человека скрывается прагматичный расчёт. За каждую выигранную на пистолетах схватку он получает деньги от загадочного хозяина, посредником которого является немецкий барон. Вскоре выясняется, что материальной выгодой от столь опасного ремесла дело не ограничивается, и у Яковлева есть свои, личные резоны изо дня в день рисковать жизнью. В это время в светском обществе столицы назревает конфликт между графом Беклемишевым (очередная образцовая работа Владимира Машкова) и князем Тучковым (Павел Табаков).

«Дуэлянт» по своим исходным данным — проект мечты, когда режиссёру-автору дают $10 млн на реализацию собственного сценария. Вот он момент истины, бери и делай, доказывай, что такие суммы (для отечественного кино более чем внушительные) могут быть использованы не только для создания красивой картинки (см. «Экипаж» Лебедева), но и для проговаривания на экране важных смыслов. Тем более, что режиссёр Мизгирёв всегда снимал с прицелом именно на них (смыслы). Неудача стала бы очередным аргументом в бесконечном разговоре о том, что авторы должны не вылезать за свой околоток, и продолжать делать умные, но недорогие фильмы. У Мизгирёва, что очень отрадно, получилось. Его «Дуэлянт» это в высшей степени качественный продукт, рассчитанный на несколько зрительских сегментов.

Как известно, красота в глазах смотрящего. Для тех, кому фамилия режиссёра «Кремня», «Бубен, барабана», «Конвоя» (картин остросоциальных, бескомпромиссных, страшных, снятых по заветам Алексея Октябриновича Балабанова) ни о чём не говорит, история пьющего дворянина-дуэлиста середины XIX века может приглянуться в качестве захватывающего исторического кино, с отличным визуальным рядом, нестыдными актёрскими работами и всамделишной детективной интригой. Для поклонников Мизгирёва (и просто зрителей, имеющих представление хотя бы об одном предыдущем фильме автора) его новая работа — продолжение начатого в 2007 году (премьера «Кремня») диалога.

Режиссёр создаёт новую сюжетную конструкцию, оставляя неизменными свои любимые темы. Главная из которых, изначальная (если хотите, экзистенциальная) неприкаянность всяк и каждого. Антураж и время действия добавляют в эти рассуждения жгучие нотки достоевщины. Не очень приятной на вкус, но настоящей, без фальши. Весь фильм Мизгирёва — это набор зарифмованных между собой метафор, скрытых за выстрелами из пистолетов и питерской слякотью.

Понятно, что дальнейшая судьба этого занятного эксперимента будет определена цифрами бокс-офиса. Вполне возможно, для продюсеров Роднянского и Мелькумова они (цифры) станут сюрпризом не из приятных. Но по-настоящему важно (для зрителей и отечественного кино в целом) другое: на примере «Дуэлянта» окончательно стало ясно, что умное и массовое — синонимы, а не антонимы. И это действительно важный вывод. Пусть и стоимостью $10 млн.

По теме

31 комментарий

  1. Станислав, благодарю, за, в целом, соответствие впечатлений. Кино шикарное.
    Это лучшее за последние десять лет мировое высокобюджетное отечественное кино.
    Смотрели с женой, в день моего рождения, как подарок от всей отечественной индустрии, в самом деле.
    Сценарий, постановка, оператор, актёры, все сошлось, как говорят. Вуттке-Гитлеризбесславныхублюдков очень хорош…

    1. Комрады, вот реально, какое-то откровение, дуэль и основная интрига мести, сценарий конечно отточенный.

  2. Благодарю за рецензию! Очень большое желание ознакомиться. Двойне приятно, что отечественному кинематографу есть чем похвастаться и все-таки из года в год эта тенденция сохраняется.

  3. Спасибо за рецензию Станислав, будет повод посмотреть этого режиссера.

  4. Посмотрел бы в любом случае, но текст Станислава добавил настроения!

    DiRoD, спасибо за отзыв! Вы редко хвалите отечественное кино, тем ценнее Ваши слова.

    1. Ripper, рад бы, но поводов не так уж и много. Но в этом году планирую сходить ещё на Викинг, Ледокол и панфиловцев. Это 4 картины за один год! Беспрецедентно.

  5. А я посмотрел глубоководный горизонт вместо дуэлянта. Тоже стоящий фильм получился!

  6. Пока что понял, что это лучший фильм среди отечественных за последнее время, что как бы для объективной реальности не столь сильный аргумент.
    Про Легенду и Экипаж приблизительно тоже самое многими говорилось, и это всего лишь не самые стыдные фильмы в сравнении с многими другими отечественными, но в сравнении с зарубежным кинематографом это, извините, примитивно почти по всем параметрам. Поэтому хочется понять истинное положение дел, так что посмотрим.
    А за обзор огромное спасибо. И DiRoD, с прошедшим!)

    1. kinolife, благодарю.
      Хочу сказать что и Легенда и Экипаж ни в какое сравнение не идут с Дуэлянтом. Это действительно мировое кино.
      Можно и дальше брюзжать на тему отечественного кино, но думаю дно пройдено, теперь только будет лучшеть.

  7. Честно, очень смешанное впечатления от просмотра Дуэлянта. Замечательная картинка, завораживающая атмосфера и актеры, спору нет. Но само повествование какое-то «рваное», герой Машкова, на фоне даже тех же супергероев, модных нынче, просто злодей ради злодейства, не более. Эротическая сцена показалась мягко говоря странным развитием событий после драматического разговора о матери антагониста. В общем, сложно разделить с вами, товарищи, то восторженное чувство, которое так настойчиво пропагандируется прессой. Может быть я не увидел, того что вызывает такой восторг? может кто-то поддержать дискуссию по этому вопросу? Потому что, действительно хочется разобраться

    1. >> Но само повествование какое-то «рваное», герой Машкова, на фоне даже тех же супергероев, модных нынче, просто злодей ради злодейства, не более.

      Мотивация героя Машкова была озвучена несколько раз) Его интересовали деньги!

  8. Посмотрел. Лучший отечественный фильм за последние несколько лет. Авторское кино, конечно, оставляю за скобками, речь о крупнобюджетных проектах. У Мизгирёва-автора действительно получилось снять умное кино, которое мне как зрителю было просто интересно смотреть. Очень надеюсь, что это действительно начало нового этапа в развитии отечественного кино. Можем ведь, когда захотим!!

  9. Машков явственно произносит в сцене в экипаже с Великой княгиней, что деньги его не интересуют. Единственное, что его интересовало, это чтобы ему «нет» не говорили.

    1. Вы очевидно невнимательно смотрели фильм. Беклемишев вообще много чего Тучковой говорил, про подмену пороха и прочее. Но истинные его намерения озвучил секундант на дуэли Тучкова.
      Ну и как можно было не понять сцену в экипаже, с учётом морального состояния обоих, не понимаю.
      Со стороны это всё кажется мелкими придирками.

      1. А это, к сожалению, показатель коренного интелектуального упадка общества.
        Но там ещё зарубежный прокат планируется.

  10. Глупость какая-то — секундант служит глашатаем истинных намерений антагониста. Это же смешно. Весь фильм он убирает своих кредиторов, не хочет себе отказывать ни в едином капризе — хочет девочку, так должен получить девочку, хочет денежку, так займёт и прикончит сотоварища. Он выглядит испорченным выродком, какими нередко бывают капризные представители золотой молодёжи и всё. Больше ничего в нем нет. На мой взгляд, этого не достаточно, чтобы реально изобразить достойного главгада. Станислав в рецензии вспоминает Достоевского, так вспомните того же Машкова в роли Рогожина Парфена, Беклемишев и рядом не стоял. При этом Парфён не был антагонистом, но одурманеным, а сколько человеческой трагедии заключалось в образе героя!

    1. СПОЙЛЕР! DT, Вы явно начинаете усложнять там, где это не требуется. Расклад Беклемишева очень простой: он должен огромную кучу денег кредиторам. С помощью дуэлей он убирает кредиторов, чтобы им не платить. Ни о какой любви к княгине Тучковой речь не идет, чистый расчет. В случае свадьбы он станет обладателем внушительного наследства. Он чистый манипулятор.

      Ну и потом всё это частности. Вы увидели так, а я — вот так. Зато насколько качественно снято! Вот что, на мой взгляд, главное.

  11. DiRoD, я лишь хочу провести дискуссию, а не прыгать с обрыва и называть это кино великой вещью, не осмыслив его до конца. Поэтому просто из уважения к чужому мнению, прошу не оставлять оценочных суждений касательно моей внимательности при просмотре фильма и прочего. Старайтесь аргументированно отстаивать свою позицию. Потому как до сих пор вы ещё не привели ни одного внятного довода, почему это кино действительно достойно

    1. Из уважения к чужому мнению вы называете его глупостью?
      Ещё раз, ваши претензии несущественны и необъективны. Глупостью было бы самому Беклемишеву проговаривать свои намерения. На то он и злой гений, в его глазах всё явственно читалось. Моё предположение о невнимательности всё-таки справедливо.

  12. Ripper, согласный я про то, то и взгляды у всех разные, и что снято «с иголочки». Но как по мне, так немного не хватает ровности и глубины повествования. Неглупое кино, далеко неглупое, но не великое

  13. DiRoD, назвать это глупостью Вы меня, извините, вынудили. В любом случае, на мой взгляд, демонстрация истинных намерений главгада была смазанной. Я также ни в коем случае не имел в виду, что Беклемишев должен был самостоятельно себя раскрыть. Интеллектуальное кино именно тем и отличается, что зритель сам должен вывести заключения и идеи, которые зашифровал в визуальном коде автор. Опять же, по моему мнению, если автор ставит во главу намерений антагониста единую лишь наживу, то это должно пронизывать красной нитью все его поступки. Но тут не так, конфликт с Дуэлянтом возникает на совсем другой почве — честолюбии. Здесь о деньгах никакой речи не было. Соответственно, аргумент про то, что Беклемишевым руководят только деньги разваливается. Именно потому что внятного высказывания, что же им по-настоящему руководило, я не увидел, мне и кажется его образ лишь отражением капризности. И это даже, возможно, есть очень точное отражение современного социального устройства России и отдельных представителей верхушки власти, но я ожидал большей глубины этого характера.

    1. Конфликт с дуэлянтом возникает на почве меркантильности и тщеславия Беклемишева, что увязывается с общей канвой. Негодяй в конце концов наказан.
      Это блокбастер высокого уровня, не стоит усложнять его до уровня авторского кино.

  14. Усложнять намерений нет. Есть ожидания, построенные на отзывах смотревших и рецензиях уважаемых критиков (при этом я четко понимаю, что мои ожидания — мои проблемы), которые не оправдались. Но ведь это явно не массмаркет, что, собственно, и показывают кассовые сборы. Так почему же нельзя вывести этот «блокбастер» на уровень авторского кино, коим оно и является. Сравните это с текущим российским массовым кино, на которое взглянуть страшно. Фильм точно выше уровнем, но это не освобождает его от явственно выступающих огрехов.

  15. Нехорошо получилось, извиняйте, просто уж хотелось о фильме порассуждать

  16. Тоже посмотрел наконец. Кому понравился, тех жестоко обманули по-моему, причем очень жестоко. Уважаемого автора статьи в том числе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *