Лидия

Да, так вот о художественном фильме «Тар» режиссёра Тодда Филда, где Кейт Бланшетт играет всемирно известного дирижёра Лидию Тар на пике карьеры (только что возглавила знаменитый Берлинский филармонический оркестр).

Режиссёр Филд из тех постановщиков, к кому можно смело можно отнести знаменитое редко, да метко. Достаточно вспомнить, что предыдущий его фильм – «Как малые дети» – случился каких-то 16 лет назад. Проще говоря, за количеством Филд явно не гонится. Выцеливает, присматривается, если бьёт, то уже наверняка. Единственно верная стратегия, когда рассматриваешь режиссуру не как ремесло, приносящее деньги (одно другого, впрочем, не отменяет), а как форму и возможность для высказывания о чём-то для себя важном.

Сложно сказать, чем именно был вызван столь продолжительный перерыв между последней и предпоследней работой Филда, но планка, которую он задаёт в «Тар», позволяет утверждать, что время было потрачено не впустую. Его режиссура невероятна пластична. В том смысле, что за два с половиной часа экранного времени (проносящихся, к слову, практически незаметно) он использует несколько повествовательных стратегий, бесшовно осуществляя переход между ними, а можно сказать и трансформируя каждую из них в последующую. С формальной точки зрения картина скудна на события, но внутренний нерв, напряжение чувствуется с первых минут.

Тут с самого начала (и в данном случае это не фигура речи, действительно с самого начала) понятно, что Филд вытаптывает собственную тропинку, а не идёт по изведанным до него дорожкам. «Тар» — кладезь интереснейших придумок, некоторые из которых бьют из-за угла пыльным мешком, другие же едва заметны и обнаруживают себя скорее постфактум. Это в буквальном смысле авторская, в буквальном смысле ручная работа.

Пожалуй, Филду удалось визуализировать музыку посредством кинематографа. Звучит неправдоподобно и тут, конечно, нужны уточнения. Но по сути «Тар» являет собой симфонию в режиме 24 кадров в секунду, где слово равнозначно звуку, звук равнозначен изображению, а изображение в свою очередь слову. И круг замыкается.

По теме

6 комментариев

  1. очень нравится бланшет, но… читаю описание фильма: …а также заботится о своей партнёрше — первой скрипке оркестра — и маленькой приёмной дочери… — нет! спасибо, до свиданья.

  2. Спасибо за отзыв ! … Кажется вышло нечто скрупулезное, самобытное, но и интересное как у Шазеля.

  3. «Как малые дети»- отличный фильм, если тебе сорок или около, молодёжь немножко не поймёт. Новый пока не смотрел, но, надеюсь, получилось не хуже.

  4. Отсмотрено. Бланшетт прекрасна — однозначно достойна Оскара. Стиль и выверенность картинки тоже.
    Но, на этом все. Очень медленное, действительно очень скудное на события кино. И в первую очередь, виной здесь чересчур большой хронометраж. Смотреть более 2,5 часов на то, как в кадре практически ничего не происходит, уже после полутора часов стало очень и очень скучно и процесс досмотра превратился в мучения 🙂 А сам сюжет прост и предсказуем с первых нот, и этот нюанс также немного тяготил просмотр.
    После финального аккорда, было не ощущение удовлетворения, а радость за то, что наконец-то фильм закончился 🙂

  5. Очень и очень понравилось. Видно, что Филд идет своим путем, ни на кого не оглядываясь и никому не подражая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *