Метель

Так вот несколько слов о художественном фильме «Думаю, как всё закончить» режиссёра Чарли Кауфмана, где львиную долю хронометража герои едут в машине, а также поминают добрым словом американские мюзиклы, сидят за праздничным столом с родителями и перемещаются в пространственно-временном континууме, позавидовать которому мог бы и господин Нолан.

Кауфман из тех кинематографистов, имени которого уже достаточно, чтобы с высокой долей вероятности представить, что именно ожидает зрителя на экране. Естественно, речь не о сюжетных перипетиях, а о настроении, атмосфере. В этом смысле его новый фильм ожидания полностью оправдывает, подтверждает имеющиеся догадки.

Это почти сновидческая история, где всё совсем не так, как может показаться изначально. Точнее, логика повествования тут имеет фундаментальный изъян, поэтому привычные системы координат (когда из пункта А в пункт Б и так далее) мгновенно отправляются в мусорную корзину. Собственно говоря, 99% экранного времени режиссёр водит зрителя за нос, но делает это бесконечно талантливо. Так, что хочется, чтобы это не заканчивалось. Сладчайший из обманов!

В то же время это не чёрный ящик, не вещь-в-себе, которая принципиально не поддаётся дешифровке. Подсказки Кауфман начинает разбрасывать с самого начала. Ближе к финалу их количество переходит в качество и общая мозаика начинает обретать законченные очертания. Впрочем, принципиально важна оговорка: для режиссёра содержательная сторона вопроса всё же глубоко вторична. Это фильм-медитация, фильм-форма, где в кадре может совсем ничего не происходить (буквально; ну вот едут два человека в машине и разговаривают), но оторваться от этого совершенно невозможно.

Получилось весомо и значительно. Ровно тот стандарт качества, к которому Кауфман-режиссёр (про Кауфмана-сценариста и говорить нечего) успел всех приучить. Пока – один из лучших фильмов года. Без всяких оговорок.

По теме

8 комментариев

  1. Это первый для меня фильм Кауфмана, теперь хочется посмотреть остальные. Этакая фантасмагоричная визуализация внутреннего мира, голоса, который живет в нашей голове, который комментриует всё происходящее и происходившее когда, оценивает, мечтает, проявляет и склеивает флешбеки из прочитанного, услышанного, прожитого в реальности и лишь в воображении. Действительно, оторваться трудно. Как и потом остановить поток рефлексии на тему того, что есть мы на самом деле и где мы, а где – то, что говорит нам этот голос. И чей он вообще? И насколько это всё реально….

  2. “Город Зеро”

    Спасибо за наводку, Станислав! Бакли одна из любимейших актрис. Как мог просмотреть выход ее нового фильма – непонятно, и обидно. Но, сказать по чести, на фоне Тьюлиса и Коллетт, становится окончательно ясно, что природный талант – еще не все. Мощнейший опыт, “закаленный в боях” тут серьезно перевешивает. Видно невооруженным глазом, как это им легко дается.
    Без спойлеров тут сложно. Лишь какие-то любопытные детали можно отметить: “Вечное сияние чистого разума” на полке Джейка; фокус на снежинках метели, размывающих гг; узоры на одежде героев; “хочу срочно выкинуть мороженное”; Нобелевское признание; открытая дверь на втором этаже без лестницы, закрытая в подвале и т.д. Весь фильм состоит из таких деталей. Как тут обсуждать и не ляпнуть лишнего совершенно непонятно.

  3. Равнодушным фильм не оставит. Но это больше все-таки, конечно, драма в первую очередь чем триллер, хотя некоторые элементы присутствуют и вполне себе работают.

    После просмотра понимаешь, что ты понимаешь на самом деле не все (только общую затею) и нуждаешься в объяснении некоторых деталей. После чего впечатление от фильма улучшается, примерно как с “Мамой” Аранофского.

    По сути оказалось все куда проще может чем хотелось и на что настраивался в процессе просмотра, но зато завуалировали по полной программе. В целом хорошо и по-мастерски, но одного просмотра вполне хватит, если обратитесь к разъяснениям в интернете.

    О просмотре не жалею, разумеется. Да и время покажет и расставит по местам еще, думаю.

  4. из фильма могу бы получиться отличный хоррор. завязка, развитие сюжета и режиссура прям к этому толкает. жаль, что фильм ужасов слишком “низкопробно” для тонкого художника с большого яблака

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *