Сошествие в ад


На этой неделе в прокате стартовал художественный фильм «Дом, который построил Джек» режиссёра Ларса фон Триера, и по этому поводу хочется сказать несколько слов.

Тёмный экран, два голоса за кадром (Джек и Вёрдж) начинают разговор. Первый хочет поведать второму о своей жизни. Тот не против, но сразу предупреждает — его сложно удивить, он слышал истории на любой лад и вкус. Но Джек всё-таки попытается: впереди описание 5 инцидентов с эпилогом.

Ближе к середине становится окончательно ясно (подозрения возникают сразу же, но необходимо время для рекогносцировки на местности), что режиссёр Триер использует аналогичную «Нимфоманке» нарративную методу. Ретроспективный взгляд, диалог главных действующих лиц, нарезки из документальных хроник и телепрограмм для визуализации размышлений протагониста. Сделано ловко, с неподражаемым юмором, рифмами (утёнок, ребёнок), бесконечными отсылками к шедеврам мировой живописи и собственному творчеству. Но по факту: самоповтор, использование проверенной стратегии. Мол, сработало в 2013-м, сработает и сейчас.

Так, собственно, и происходит. Всё работает. Артист Диллон играет как в последний раз, выдавая одну из ярчайших ролей в карьере, множество проговорённых как бы вскользь мыслей требуют дополнительного осмысления, имеют место (как всегда у Ларса) занятные постановочные решения. Однако, скучно (не в буквальном, а фундаментальном смысле, в координатах всего творчества датчанина).

Всё меняется в эпилоге… Триер повышает ставки до предела, снимая привычную для себя маску циничного интеллектуала и начиная разговор по существу. О жизни и смерти. Точнее — смерти. И тут уже не до шуток. Напротив, величавость и пронзительность визуального ряда. Фактически завещание и прощание со зрителем.

Да, начиная с «Антихриста», всё творчество Ларса — чистая сублимация, вытаскивание из потайного сундука собственных демонов и тайных желаний. Но сублимация фантастически талантливая, местами гениальная. А в этом, если вдуматься, и есть суть любого творчества и всего искусства.

Спасибо за искренность, господин Триер!

По теме

17 комментариев

  1. Значит, посмотреть есть на что, но и забывать, видимо, не стоит, что немало людей ушло с каннской премьеры.
    Будем.

  2. Ах, весь колхоз нынешней «Киномании» не стоит искренней рецензии Станислава ! … И я не жопу лижу, а факт констатирую. …
    Рад за Диллона. К несчастью Голливуд переэксплуатировал его мышцы и красиво-сурово-мужественное лицо. Его реж. опыт (Камбоджа, Депардье, беглые «пирамидчики»…) показал что это умный и гораздо более глубокий мэн, чем его частые образы на экране. Рад что он вроде как дал тут актёра ! … … .. Ну а Ларс, он и в Африке Ларс. Персона уровня Достоевского в вечном поиске любви, смысла жизни в потребительском, пост нацистском, гипер толерантном и расслабленном обществе рубежа XX-XXI веков. … Станиславу спасибо конечно за заметку. Простите, рецензию.

  3. Шансы, что еще увидим что-то от Триера, к сожалению, малы. Участвовавшие в съемках люди рассказывают, что Триер в ужасной психологической и физической форме. Годы алкоголизма отпечаток свой наложили. Что об инвесторах — так фильм профинансировали только со страховкой — на съемках присутствовал «второй режиссер», который бы закончил съемки, если бы Триер не смог. Запасному режиссеру, между делом, было за 80…

    По-человечески его жалко, но с другой стороны, не будь всех этих проблем — был бы Триер так хорош? Искусство, все-таки, это зеркало. Не будь таких разбитых людей, как Ларс, не боящихся рассказывать о себе так искренне и пронзительно — не было бы искусства.

    Спасибо господину Ларсу за его работу.

  4. Спасибо, Станислав.

    У нас один сеанс в девятом часу вечера идет. Вот и не знаю, ехать или ждать.

    1. Нечто похожее на историю с моим несостоявшимся походом на «Суспирию», в 23:15. Выбрал сон, знаете ли.

      1. В 23.15 это вообще не реально. Но с учетом что встаю в 5.30 сеанс в девятом часу тоже не выглядит реалистичным. Другой вопрос что Ларс в деле. Диллема одним словом.

        1. DiRoD, раз в несколько лет на Ларса можно и сходить в кинотеатр. Хотя, учитывая его творчество, лучше купить проектор и сделать свой мини кинотеатр.

    2. DiRoDу… Тупо решите: идти или не идти (сделайте 10 отжиманий и решите). … Хуже всего отсутствие выбора. Даже если попадете под дождь, не очень понравится Ларс и не выспитесь, на неделю будет ГОРДОСТЬ в груди: Зато я сходил на Ларса ! …
      Просто тупо твёрдо решите: идти или не идти. Вы ж ведь вроде не Гамлетовых лет ?

  5. Друзья, не в тему, конечно, но «Бастер Скраггс» — истинное удовольствие, чистый кайф. Советую всем.

  6. Спасибо за советы Комрады. Дома есть мини-кинотеатр, и на нем хорошо смотреть такие фидьмы, какие снимает Триер или Клэны. Но ничто не может заменить поход в нормальный кинотеатр.

    Я люблю ходить на утренние сеансы, вечером публика совсем другая. Много раз проверено. Наверное дождусь Джека в качестве.

    Зато сходил на Братьев Систерс. Одияр силен. Через два дня посмотрел Балладу Коэнов, тоже вестерн, но акценты совсем по иному расставлены. Ничего нового о Коэнах. Все та же высокая планка качества и юмора.

  7. Во время просмотра тоже отметила схожесть с «Нимфоманкой», подумалось: интересно, почему фон Триер обращается к исследованию опыта психологических расстройств. Теперь, зная, что это в чистом виде сублимация, совершенно иначе воспринимается сам фильм. Отходя от темы, субъективно меня удивило, что сцены насилия лично у меня не вызвали каких-то эмоций, а скорее смотрелись как некий кейс… а самой страшной оказалась сцена с утёнком…

  8. а мне больше всего понравилась сцена, в которой герой размышляет о том, что позитиву пленки он предпочитает негатив. Мол, когда цвета инверсированы, а свет становится демонически темным, это и есть правда. Правда чистая – до момента «проявки» фотографии. Возможно, в этих словах сокрыт ключ к пониманию не только фильма, но и вообще ко всей фильмографии режиссера. А еще отсылка к той самой «Догме»

  9. В эпилоге чуть слеза не навернулась (не шучу). Ларсу здоровья. Прекрасный фильм!

    1. Такие интервью лучше читать. Иначе разочарование и уныние неизбежны, глядя на внешность.
      В Искусство кино недавно с ним интервью было. Ларс все еще «мягко стелет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *