Forgive Us

Посмотрел художественный фильм «Первая реформаторская церковь» режиссёра Пола Шредера. Это история священника Толлера (внушительная актёрская работа Итана Хоука), разведённого и потерявшего в Ираке единственного сына мужчины, коротающего свободное время за стаканчиком виски и дневником, где фиксируются все, даже самые потаённые мысли. Одна из прихожанок (Аманда Сейфрид) приглашает его в гости для разговора с мужем. Вместо того, чтобы готовиться к рождению ребёнка, тот рассуждает о смерти и загрязнении окружающей среды.

Режиссёр Шредер (в отличие от Шредера-сценариста) никогда не хватал звёзд с неба. Работал без больших перерывов в карьере, но даже в лучшие годы – на средних скоростях. Нулевые в этом смысле и вовсе можно признать провальными. Какая-то жизнь внутри кадра обнаружилась только в «Человек человеку волк», а до этого сплошь выстрелы в молоко («Каньоны», «Умирающий свет»).

И тут – «Первая реформаторская…». Сдержанное, в прямом и переносном смысле протестантское кино. Без ненужных красивостей, ошеломляющих поворотов сюжета, эмоциональных моно- и диалогов. Аскетичность формальных приёмов естественно не случайна. Это авторский подход, авторская позиция: только так, и никак иначе по мнению Шредера историю Толлера рассказать нельзя. И это похоже на правду. По крайней мере, после просмотра никаких иных вариантов подачи такого материала в голову не приходит.

Получилось очень весомо, глубоко и проникновенно. Не в последнюю очередь (кто-то скажет – в первую!) благодаря артисту Хоуку. Блистательное исполнение и полное погружение в психофизику своего героя. С предыдущими работами Шредера просто никаких сравнений. Это разные уровни, вселенные, оси координат. Как так получилось – загадка. Второе ли это дыхание, третье ли, если вдуматься – не суть важно. Важен, как обычно, только и исключительно результат. И по данному критерию к режиссёру вопросов никаких. Только восхищение.

По теме

4 комментария

  1. Честно, после первых 10 минут я нажал на паузу, спросил себя – “А интересно ли мне это?”, зашел проверить оценки/ревью на фильм и удивился заключению, что это чуть ли не лучший фильм Шрейдера. Продолжил просмотр.

    Воистину! Несмотря на аскетичную подачу истории, спокойную и медленную подачу, глубина у фильма – о-го-го! В этом плане Шрейдер в свойственной себе пост-модернистской манере зарыл много ловушек. При поверхностном ознакомлении в фильме обнаруживается мало, но финальный акт настолько шокирующий, что быстро осознаешь упущенные пласты – а Шрейдер очень хорошо смыслы по всей истории разложил и запрятал. Второй просмотр неминуем.

  2. На днях смотрел “Американский жиголо” Шрейдера, атмосферная и неспешная история. Судя по рецензии, темп повествования “Церкви” будет схожим.

  3. Станислав, а может мы все ошибались насчет Шредера, а он гнул свою линию, а до нас только дошло?

    1. Да нет, он просто снимал очень посредственное кино, а тут – попал в яблочко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *