На этой неделе в прокате стартовал художественный фильм «Анон» режиссёра Эндрю Никкола, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. Недалёкое будущее, все граждане сохраняют личные воспоминания на отдельных серверах (там же хранится исчерпывающая информация об их владельцах), к которым полиция имеет неограниченный доступ. Вся информация передаётся за считанные секунды и демонстрируется на сетчатке глаза смотрящего. Несмотря на созданную систему тотального контроля, полиция сталкивается с убийствами, память жертв которых была отредактирована. Ведущий расследование детектив Сол Фриленд (Клайв Оуэн) понимает, что столкнулся с хакером нового типа.
После захода на территорию чистой драмы («Хорошее убийство» 2014 года, кино достойное и во многом недооценённое) режиссёр Никкол возвращается в родные пенаты умного sci-fi, где будущее выглядит почти как настоящее, а поставленные автором вопросы носят самый что ни на есть актуальный характер. Его «Анон» осмысляет (как минимум, пытается осмыслить) этические и политические проблемы, связанные с проникновением цифровых технологий в каждый закоулок человеческой жизни, когда оффлайн из обыденности превращается в нечто уникальное.
В жанровой табели о рангах новая работа Никкола обнаруживает себя между нуаром и киберпанком (принадлежность к sci-fi фундаментальна и не требует отдельного упоминания). Режиссёр обходителен и достаточно точен в формальных решениях: например, его совершенно не интересует экшн, в меньшей степени — результаты расследования; главное тут — его (расследования) ход. Процесс складывания в сущности незамысловатого ребуса интересует Никкола больше всего остального. Возможно как раз из-за этого развязка истории не производит эффекта разорвавшейся бомбы и т.п. «Анон» — не про это, он больше о смыслах.
При этом, впрочем, необходимо сделать важную оговорку: талантливый новозеландец не выходит за рамки классических футуристических прогнозов и не являет миру принципиально новой концепции о бытие в цифровую (или даже постцифровую) эпоху. Ощущение чего-то значимого (а «Анон», как минимум, достоин ознакомления) возникает благодаря сочетанию продуманного содержания и чарующей, стильной формы.
Да, это не уровень «Гаттаки», но значительно лучше «Времени» и тем более «Гостьи», что само по себе уже повод…
7 комментариев
Станислав, когда говорите, что «Анон» лучше чем «Время», это о сценарии в целом, или только концовки? Просто мне «Время» в принципе понравилось, кроме халтурного конца.
Как по мне, «Время» было гораздо интереснее в плане задумки и концепции, нежели в том, что в итоге у режиссера получилось. Вроде бы вышло и не так уж плохо, но в рамках такого сюжета можно было куда больше всего сказать и интереснее это зрителю показать. Идея была очень даже хорошая, но исполнение очень сильно подвело. Где нужно было — авторы недожали и представили не то, чтобы посредственный, но и не слишком запоминающийся фильм.
Полностью согласен. Они очевидно имитировали Матрицу, взяв некую философскую основу и превратив все в фантастический блокбастер основанный на экшене, ожидая получить такой же успех. Разница в том, что Матрица запоминается из за крылатых выражений персонажей, продуманным сценарием и вдохновленной режиссурой.
Что-то в сети по моему еже лежит.
К Времени двоякое отношение. На уровне задумки — гениально, в плане реализации вполне неплохо, но могло быть много лучше. Анона пока не смотрел, но складывается ощущение, что этот «зазор» между уровнем задумки и исполнения — «фишка» (кавычки несут разные смыслы) Никкола.
Честно говоря не собиралась смотреть, хотя Никкола люблю.
Мне удивительно, чем его зацепила Аманда Сейфрид, что он опять её снимает? Во «Времени» её девочка была хорошенькой, но абсолютно деревянной.
В общем заинтригована, постараюсь выбраться на выходных.
тот случай, когда не согласен со Станиславом. Мне очень понравился стиль фильма и проработанность мира, в котором живут герои, но вот содержание как раз разочаровало…
Очень люблю «Гаттаку» и «Симону». А в этот раз полу-намеки и периодическая ломка логики повествования не вдохновили. Хотя лучше, конечно, чем «Время».