На этой неделе в прокат выходит художественный фильм «Короче» режиссёра Александра Пейна, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. Артист Деймон играет Пола Сафранека, решившего вместе с женой (Кристен Уиг) воспользоваться последними достижениями науки и техники: почти десятикратному уменьшению тел для проживания в городе-мечте для подобных смельчаков. Правда, в последний момент любимая супруга отказывается, и Сафранек оказывается в новом для себя мире один-одинёшенек.
Краткий пересказ сюжета неминуемо воскрешает в памяти воспоминания о целом ряде лент в диапазоне от «Внутреннего пространства» Джо Данте до «Необыкновенных приключений Карика и Вали» Валерия Родченко. При этом, яснее ясного, что для режиссёра уровня Пейна это лишь предлог, повод, прекрасная метафора для вдумчивого разговора о социальных иерархиях и диктате общественно-политических установок. Маленький человек здесь буквален, но сталкивается с проблемами «больших». От них (проблем), как выясняется, не убежать и не скрыться.
Первые полчаса Пейн выстраивает как залихватскую драмедию (а толк в этом поджанре он знает!), где серьёзное подаётся в ироничном контексте, а сатирические элементы не столько веселят, сколько заставляют задуматься. В сущности, идеальная формула! Катись картина по этим рельсам до самого финала цены бы ей не было. Но не тут-то было. Пейн начинает усложнять и без того непростую (драматургически непростую) конструкцию, вводя туда дополнительные сюжетные тропы-тропинки. В итоге «Короче» превращается в высказывание обо всём и ни о чём. Нагромождение одного на другое лишает режиссёра стройности (и строгости) мысли. У него их — мыслей — явно много, и он жаждет ими поделиться. Делится, однако, скороговоркой. По верхам. Ирония и сатира испаряются, тяжеловесность остаётся.
После блистательной «Небраски» 2013 года это, конечно, шаг назад. Шаг назад, естественно, с учётом планки (по-настоящему высокой), которую сам режиссёр Пейн в своё время и задал. Потенциал идеи был куда мощнее и глубже финальной реализации. Что ж, бывает.
2 комментария
А ролик внушал такое доверие и находчивые идеи, что уж хотелось глянуть. Печально, идея действительно была свежа.
Станислав, а эпизод с «Absolut Vodka» зачётный?
Посмотрел. У меня наоборот впечатление, что Пейн слишком много недосказал из за того, что занял большую часть картины повествованием о ни о чем. Такой прием работает в формате телефильма, когда надо заполнять время эфира, чтобы растянуть повествование главной идеи на все серии. Здесь же кажется, что режиссер просто не осилил эту гениальную фантастическую идею, и испугавшись глубины нагромоздил банальщины.