Заглянул вчера в «Гоголь-центр» на премьеру «Ученика» Кирилла Серебренникова. В 2014-м он поставил спектакль «(М)ученик» по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Один из лучших спектаклей репертуара «Гоголь-центра» и, пожалуй, один из лучших в театральной карьере Серебренникова. Фильм же — не перенос на экран опробованных на зрителях мизансцен, а, скорее, новое прочтение хорошо знакомого материала. В конце концов, театр и кинематограф — разные виды искусства, один в один тут не сработаешь. Даже имея на то желание и намерение.
Главный герой — старшеклассник Вениамин Южин (Пётр Скворцов) — без видимых причин (поначалу все списывают случившееся на классический подростковый бунт) начинает сверять каждый свой шаг, поступок и слово с Библией. Он не просто приводит цитаты по поводу и без, а фактически говорит языком священного писания. Его гнев вызывает практически всё: мать-одиночка (Юлия Ауг), одноклассники, учительница биологии Елена Львовна (Виктория Исакова), состояние общества, и даже служители церкви. Единственным другом прозревшего Вениамина становится калека Гриша (Александр Горчилин). Тот тоже, кажется, готов уверовать в Христа, но для этого надо чуть-чуть подождать.
Серебренников анализирует природу религиозного фанатизма, гомофобии и антисемитизма. В их основе лежит страх перед Другим и страх Другого. Вместо того, чтобы принять или хотя бы попытаться понять другую точку зрения, другой способ существования и любую прочую инаковость, человек прячется в панцирь закостенелых догматов, используя их в качестве несокрушимых аргументов. Апелляция к Библии — не просто защитный механизм, а призыв к действию. Всё, что было сказано и написано две тысячи лет назад не может быть неправдой. Неправда (по Вениамину) вокруг, истина — в Евангелие. На подобной идеологии зиждется любая тоталитарная власть, только место Христа занимает живой человек, находящийся на верху социальной лестницы, не желающий вставать с насиженного места. Кругом враги, наша сила в единстве и прочий набор шаблонных манипуляций, используемых в таких случая, мало чем отличается от речей первых христианских святых. Только они власть (власть над умами) захватывали, а условный политический деятель её пытается сохранить, удержать. Во всём остальном — никакой разницы.
Если «Левиафан» Андрея Звягинцева критиковал не православие, а именно РПЦ, то «Ученик» обращён к фундаментальным категориям любой веры. Верую, ибо абсурдно, сказал когда-то не самый глупый человек Тертуллиан. И что на это можно возразить? Правильно. Ничего. Проблема возникает тогда, когда подобный принцип становится идеей-фикс отдельно взятого человека или сообщества людей.
Уже в «Измене» чувствовалось, что режиссёр Серебренников нашёл удобный для себя киноязык. «Ученик» эстетически этот киноязык развивает (не повторяет, а именно развивает). Это — и визуально, и по смысловой нагрузке — европейское кино самого высокого уровня. Тут можно (и нужно) спорить о частностях, но базовое качество проделанной работы не вызывает никаких вопросов и сомнений. Штучной выделки вещь.
Жизнь часто имитирует искусство. Достаточно открыть новостные ленты, чтобы понять: режиссёр Серебренников попал в точку, в яблочко. Грустная констатация, но для настоящего художника — высшая похвала.
19 комментариев
Спасибо за рецензию, прочитал взахлеб. Фильм и так жду, но теперь понял, что жду не зря!
Надо переходить.
Вы о чём?
Надо посмотреть. Как так опечатался, не пойму.
А, я думал в православие)
Станислав, пару слов о Левиафане. Там не только, и не столько РПЦ критиковали, это как лёгкий и очень выразительный штрих.
Левиафан, это документ десятых годов 21 века в России.
И хоть некоторые считают что Звягинцев не знает как показать настоящего слесаря), а я с этим не согласен, тем не менее положение вещей в стране отображено исчерпывающе.
Насчёт Ученика, это тот редкий случай в нашем кино, когда с закрытыми глазами.
Серебренников, Звягинцев, Валерий Тодоровский. Эти три фамилии всегда вызывают интерес.
>> Станислав, пару слов о Левиафане. Там не только, и не столько РПЦ критиковали, это как лёгкий и очень выразительный штрих. Левиафан, это документ десятых годов 21 века в России.
Безусловно. Но сравнение с «Учеником» именно в контексте религии/РПЦ проводилось.
Спасибо! Смотреть будем обязательно!
Фильм — надеюсь это событие. Спектакль я не видел, опять таки надеюсь, что Серебренников сделал фильм, а не заснятый театр.
«Это — и визуально, и по смысловой нагрузке — европейское кино самого высокого уровня.»
Это повод для просмотра и возможных дискуссий, которых не хотелось бы. Равнодушным не оставили, спасибо.
Станислав, а Вы уже посмотрели «Зоологию» Твердовского? Если да, то скажите пару слов о том как Вам фильм.
Пока нет, не посмотрел.
Станислав, не очень понимаю как можно зарабатывать на такого рода блогах, но судя по тому, что рецензия остаётся на верху ленты, и таким образом тоже.
Ни в коем случае не осуждаю, текст надлежало бы включить в анталогию рецензий этого года, и одновременно крепко пожать руку, такой материал теперь редкость, а уж когда за него платят…8
Когда тексты о фильмах появляются задолго до премьеры, они вновь будут появляться на главной в дни премьеры. Что, на мой взгляд, логично. К сожалению, эта простая мысль пришла в голову только сейчас, а не во время выхода в прокат «Капитана Фантастик» и «Светской жизни».
>> Станислав, не очень понимаю как можно зарабатывать на такого рода блогах, но судя по тому, что рецензия остаётся на верху ленты, и таким образом тоже.
Это очень забавное допущение, правда.
Извините, ещё раз, никого не хотел позабавить или обидеть.
Главное, разобрались…
Станислав, а скажите вы уже посмотрели фильм Ледокол и можете ли что нибудь сказать о нем? На кинопоиске выложили новость, мол кому то из съемочной группы не очень то фильм Титаник нравится. Вот стало вдвойне интересней, что же сняли наши ребята за 10 миллионов зеленых 🙂 Понятное дело, что зрелищности такой не будет, но вот остальные составляющие на каком хоть уровне ?
Ближе к премьере.
Посмотрел сегодня. По-настоящему глубокий фильм. Здорово снято, да всё здорово. Мы любим ругать отечественный мейнстрим, забывая про то, что в авторском кино у нас всё очень неплохо. «Ученик» яркое тому подтверждение.
Станиславу еще раз спасибо за отличный текст. Как всегда очень точно подмечены многие вещи.
Тоже сегодня посетил утренний сеанс. И это действительно мощное и пронзительное кино. Спасибо Станиславу за заметку, такого рода тексты как приятное дополнение к фильму. Всем обязательно идти в кино, особенно тем кто привык пропускать мимо российские работы, эта кинолента стоит того.