Так вот про «Высотку» Бена Уитли, замечательного англичанина, каждым своим фильмом говорящим «бу!» писаным и неписаным канонам (например, в великом фильме «Поле в Англии» четыре ряженых идиота на протяжении девяноста минут бегают по одному и тому же лугу, но снято это так, что невозможно оторваться даже на секунду). В отличие от предыдущих лент режиссёра, сделанных за сущие гроши и, в общем-то, по велению души и сердца, «Высотка» — экранизация прозы Джеймса Балларда, из которой, как из гоголевской «Шинели» вышли и Паланик, и Уэлш, и Эллис. А в главных ролях сплошь звёзды. Проще говоря, Уитли явно нацелился на взятие новой высоты.
Хиддлстон играет доктора Роберта Лэнга, заселившегося в новейший небоскрёб, где есть абсолютно всё для убаюкивающего мещанства: супермаркеты, бассейны, спортивные залы и т.д. На первых этажах обитает народ попроще, выше — кинозвёзды и богатеи. Шикарный пентхаус занимает Джереми Айронс, архитектор этого чуда света, благородный господин в белых одеждах. Временные проблемы с ЖКХ вызывают закономерные вопросы низов: о собственных обязанностях все быстро забывают, помнят лишь о правах. Бедолага Лэнг оказывается ровно посередине (во всех смыслах) разгорающегося конфликта.
Даже подслеповатому троешнику, прочитавшему в жизни две с половиной книжки, быстро станет ясно, что Баллард сконструировал (а с ним, соответственно, и Уитли) нехитрую метафору социального неравенства, начитавшись в своё время переписки Маркса с Энгельсом. Главный герой, застрявший между «небом и землёй» — тот самый средний класс, которому пытаются сесть на шею абсолютно все, от безработных бездельников до олигархов во власти. Теория капитализма рассказывает сказки о том, что на нём (среднем классе) всё должно держаться, на деле же обдирают как липку. Кто-то из зависти, кто-то из лености. Во время революций (а «Высотка» именно о них, точнее, об отдельно взятой революции в отдельно взятом месте и сообществе) на орехи в первую очередь получают как раз крепкие хозяйственники, мозговитые и трудолюбивые.
Режиссёр Уитли (чай, не Кен Лоуч) на социальщину особо не напирает, скорее демонстрирует намерения. На первом плане — визуальные рифмы, вышколенность каждого кадра и пара-тройка выдающихся придумок (одна из них — грандиозный кавер классики ABBA «SOS» от Portishead). Ему неинтересно констатировать, что «всё плохо» или «всё несправедливо», это очевидно и так. Англичанин ищет (и находит!) изъяны, ржавчину и гниль внутри своих героев, постепенно экстраполируя их вовне.
При всём при этом «Высотка» несколько прямолинейна. Базис истории настолько мощнее и глубже возможных надстроек, что приходится кружить-вьюжить вокруг одной и той же мысли, считать которую не составит труда уже к пятнадцатой минуте просмотра. Далее — разжёвывание очевидного и визуальные красоты. Возможно, ничего другого и не предполагалось, а может быть режиссёр Уитли не смог совладать с заявленным весом. Замах был на cult classic, получилось же просто хорошо. Такое «просто хорошо» дорогого стоит, попробуй повтори. Но потенциал у Уитли огромный, потому и спрос другой.
Однако же нельзя не признать, что В.И. Ленин, сформулировавший в работе «Маевка революционного пролетариата» знаменитое «верхи не могут, низы не хотят», просмотром наверняка бы остался доволен.
10 комментариев
Рецензия удивительным образом похожа на рецензию на киномании, только там будто бы пересказ рецензии Станислава))
по делу, Станислав, «Высотка» похожа на «Сквозь снег» (2013) (Snowpiercer)?
>> Станислав, «Высотка» похожа на «Сквозь снег» (2013) (Snowpiercer)?
Формально — да, но это было бы слишком поверхностным сравнением. У Уитли и Пона Чжун Хо совершенно разные авторские стратегии. К тому же, кореец экранизировал комикс, а англичанин прозу Балларда.
На киномании, по-моему, просто пересказ афиши и фильма и очень детский последний параграф.
Перенести на экраны Высотку было достаточно трудным заданием, как по мне Уитли справился с этой задачей, Вы же посмотрите картинка идеальная, просто взгляд не оторвать, можно выключить звук в фильме, и все равно получишь удовольствие. Но дело конечно те только в картинке, Хиддлстон с ролью справился, как в принципе и Эванс. В фильме много символизма и порой читать нужно между строк. Мой обзор — https://www.youtube.com/watch?v=DQCiu6cHcuk
Спасибо! Я хоть и не Ленин)), но обязательно схожу и, надеюсь, останусь довольным. Уитли очень интересен, конечно.
В фильме есть отражение социального неравенства, но это не первостепенная тема. Главное здесть, это демонстрация отсутствия хоть какого-то иммунитета к различного рода лишениям. Такая сатира на общество потребления, где отсутствие электричества способо сделать из людей диких существ.
Всё-таки была надежда на более или менее точную экранизацию, на деле лишь красивый пересказ своими словами, немного скучноватый даже, пересматривать точно не буду.
«грандиозный кавер классики ABBA «SOS» от Portishead» Таки да, превосходное звучание, вот только его нигде не найти, чтобы послушать(
Ну а фильм, как по мне, кроме сказанного еще и про психопатию экстремальных ситуаций. Ну то есть сам факт психопатии в подобных условиях ни для кого не новость. Но фильм не только находит ржавчину, он демонстрирует во что эта ржавчина превращает обывателей.
Что с актерской игрой, Станислав?
Без откровений.
надо бы новым рецензентам с киномании поучиться писать рецензии 🙂