Посмотрел «Сокровище» Корнелиу Порумбою, прекрасного румына, снявшего в 2009-м великий фильм «Полицейский, имя прилагательное». Новая работа проще, но главный талант режиссёра — обнаруживать в повседневности онтологические пласты — по-прежнему при нём (да и куда ему исчезнуть, он или есть, или его нет).
К Кости, менеджеру какой-то мелкой конторы и счастливому отцу семейства, приходит сосед Адриан и просит в долг 800 евро. У Кости таких денег нет, но сосед не унимается и предлагает новый план. Дед Адриана в своё время сообщил тому о зарытом на их загородном участке кладе. Если раскопки увенчаются успехом, то обладатель гипотетического богатства готов разделить с помощником найденное пополам, пятьдесят на пятьдесят. Кости соглашается, беря на себя поиски соответствующего оборудования и специалиста, умеющего искать металлы в земле.
Сюжетный скелет «Сокровища» целиком и полностью совпадает с его описанием. Встретились, поговорили, договорились, поехали, начали копать. Крючки и якоря Порумбою прячет в мало что значащие (естественно, лишь на первый взгляд) диалоги. Но именно благодаря им простейшая бытовая история начинает трансформироваться в полноценную метафору и авторское высказывание о современной Румынии. И, конечно, её прошлом. В свою гиперреалистичную манеру режиссёр вплетает событийный юмор, когда тебя не пытаются рассмешить специально, а когда просто смешно. Смешно и одновременно грустно.
Будучи замкнутой повествовательной структурой «Сокровище» не формулирует никаких ответов и совершенно точно не посылает зрителю неких скрытых месседжей. Напротив, тут всё ясно и прозрачно, как на ладони. Однако же ближе к финалу пресловутый катарсис материализуется и совершенно точно имеет место. Так, наверное, порой случается и в жизни. Но видят и обращают на это внимание далеко не все. Точнее — единицы. Режиссёр Порумбою — один из них.
1 комментарий
О, благодарствую, обязательно посмотрю.
Станислав, насчёт «великого» Полицейского на мой взгляд пересол. Да, создать из мусора полноценное авторское выссказывание — это редкий талант, но великими становятся картины имеющие художественную ценность для многих, а не для единиц интеллектуалов.