На этой неделе в прокат вышел художественный фильм «Колесо чудес» режиссёра Вуди Аллена, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. На дворе 1950-е. В парке аттракционов на Кони-Айленд в маленькой квартирке ютится семья Джинни (Кейт Уинслет) и Хампти (Джеймс Белуши), воспитывающая сына Джинни от первого брака, маленького пиромана Ричи. Проблем становится ещё больше с появлением дочери Хампти Каролины (Джуно Темпл), сбежавшей от мужа-мафиози. Её разыскивают подельники супруга, разыскивают с одной единственной целью — отправить девушку на тот свет…
В отличие от «Светской жизни», где совсем не комедийный сюжет, тем не менее, был обрамлён ироничными виньетками, новый фильм Аллена не содержит полушутливых интонаций. Это драма без всяких оговорок и допущений. Сам режиссёр устами персонажей проговаривает курс, которым идёт его «Колесо чудес». Один из главных героев, спасатель на пляже Микки (Джастин Тимберлейк), имеет литературные амбиции и восхищается творчеством Юджина О’Нила, когда-то заявившего, что его интересуют люди, ослабевшие духом в бесконечной борьбе за существование. Джинни и Хампти — как раз из таких!
В свои 82 года Вуди Аллен с былой прыткостью продолжает конструировать сюжеты о человеческих чувствах, страхах и пороках. Меняются интонации (когда-то смешнее и легковесней, когда-то, как сейчас, серьёзно и без шуток), содержание — неизменно. Будучи убеждённым атеистом (на самом деле, скорее агностиком), американский классик воспринимает жизнь и Судьбу, как набор случайных совпадений, где вчерашнее везение может обернуться завтрашним фиаско. И наоборот. Всё это есть и в «Колесе…». Плюс выдающиеся актёрские работы Уинслет и Белуши.
В какой-то момент может и вовсе показаться, что перед нами одна из лучших работ режиссёра за последние 5-7 лет. Но финал всё расставляет по своим местам. Превосходные степени стоит отложить в сторонку, что не отменяет самого главного: режиссёр Аллен по-прежнему в шикарной форме.
4 комментария
«Радость от создания фильмов разная для каждого человека. Один режиссер взволнован, когда закончил фильм и может показать его публике, а другой делает это ради денег. Кто-то, как я, например, делает это, чтобы получать художественное наслаждение. Мне нравится этот процесс. Я не забочусь о деньгах, у меня их никогда особо и не было. Очень часто я вкладывал всю полагающуюся мне оплату в картину, чтобы она получилась лучше, чтобы я мог заново снимать сцены, дорабатывать их. Бывало, что целый год я работал бесплатно. И я не забочусь о наградах или о том, что люди говорят о моих картинах, будь то критики или публика. Для меня главное — это чтобы я сам был доволен тем, что сделал. Знаете, когда мне было лет двенадцать, я фантазировал: как же это волшебно — ходить на премию «Оскар», выигрывать награды! Ты, такой успешный, окружен блестящими мужчинами и прекрасными женщинами, и вы вместе гуляете по ночным клубам. Но потом ты вырастаешь и обнаруживаешь, что удовольствие не в наградах за работу, а в самой работе.
Ты всегда стараешься сделать отличный фильм, потрясающий фильм — и всегда терпишь неудачу и никогда не достигаешь совершенства. Но ты, падая и спотыкаясь, все равно ползешь в эту гору и прилагаешь все усилия, чтобы достичь вершины. Фильм за фильмом. Когда ты завершил свой фильм, больше ты ничего не можешь сделать. Ты отдаешь его компании, которая дала на него деньги. Она его прокатывает, а ты берешься за другой. На этой неделе я заканчиваю свой следующий фильм — фильм с Селеной Гомес, Тимоти Шаламе, Ливом Шрайбером и Джудом Лоу. Поэтому меня больше не интересует «Колесо чудес». Если людям фильм понравится, это будет восхитительно. Если критикам понравится — восхитительно! Если нет, меня это не расстроит. В любом случае моя жизнь от этого не меняется. Если фильм успешный, я не становлюсь моложе, здоровее или что-то еще. Со мной ничего существенного не происходит. Если фильм неудачен, со мной тоже ничего не происходит, и я почти закончил следующий. Если тебе не нравится твоя работа или ты занимаешься ею в надежде стать знаменитым, разбогатеть, стать художником, то тогда ты совершаешь ошибку.»
Исчерпывающе!
Людмила, огромное спасибо, нашёл это интервью!
Очевидные истины говорит, но на фоне того что творится в шоубизнесе, выглядит как Богоявление.
Вуди никогда не появлялся на сцене кинотеатра «Кодак» и не забирал ни одного из всех его заслуженных четырёх «Оскаров», даже не верится.
Наверное, от неподдельной любви к своему рабочему процессу и рождаются на свет такие уютные небольшие алленовские шедевры. Это здорово.
P.s. Джим Белуши только порадовал необычным камбэком в «Твин Пиксе», как уже снова радует глаз в парке аттракционов. Будем смотреть.