Посмотрел художественный фильм «Мёртвые не причиняют боли» режиссёра Вигго Мортенсена, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. На дворе — 1860-е, Дикий Запад. У шерифа маленького городка Хольгера (Вигго Мортенсен) умирает жена (Вики Крипс), а горожане тем временем судят местного дурачка за перестрелку в салуне. Его признают виновным и повесят. Только вот Хольгер в виновности не способного связать двух слов горемыки сильно сомневается. Впрочем, разбираться в случившемся он не планирует. Кладёт шерифский значок на стол мэра (Дэнни Хьюстон) и уезжает с маленьким сыном с насиженных мест. Пока они едут, нам расскажут, с чего всё начиналось…
Для большого артиста Мортенсена «Мёртвые…» — второй режиссёрский опыт, по которому, как правило, и становится ясно: для чего и зачем осуществлена вылазка на новые для себя территории, блажь это или что-то большее. Ничего зазорного в том, чтобы попробовать себя в новом амплуа, естественно, нет. Напротив, иной раз даже необходимо, особенно, когда до этого судьба сводила на съёмочной площадке с режиссёрами самого крупного калибра. Спейси, Де Ниро, Винсент Галло — список можно продолжать. Но, в отличие от коллег, у Мортенсена чувствуется обстоятельность. В том смысле, что с самого начала ясно: это не «проба пера», а ровно то, чем человек всегда и хотел заниматься. Заниматься не на уровне амбиций (амбиции как раз могут быть хоть у каждого первого, кто ж запретит), а с точки зрения погружения в дело, погружения в материал.
На уровне жанровой принадлежности тут всё максимально прозрачно. Вестерн! Что может быть проще, но то лишь на первый взгляд. Скорее Мортенсену интересна визуальная эстетика эпохи, переданная здесь на уровне лучших образцов жанра. Куда интереснее повествовательный приём. Весь фильм это несколько временных срезов, следя за каждым из которых, зритель складывает единую историю. Причём полная картина произошедшего возникает ближе к самому финалу. Прежде всего это драма о человеческих судьбах и, конкретно, человеческой судьбе; превратностях жизни, кои нужно просто принять, ведь если начнёшь рассуждать «за что?» и «почему?», то можно сойти с ума. Мортенсен и Крипс создают по-настоящему объёмные характеры. Немногословные, но ёмкие.
Редкая птица, словом. Режиссёр ничего — на уровне жанра — не переосмысляет, не играет в игры вокруг модного нынче неовестерна. Взял конкретную эпоху и рассказал историю в выбранной системе координат. Казалось бы, что может быть проще. На самом деле, за такой видимой лёгкостью всегда скрывается большая, продуманная до мелочей работа. И Вигго Мортенсен с ней однозначно справился.
5 комментариев
Спасибо Станислав.
Кино медленное, но не скучное.
Человек в первом поколении эмигрант, пошёл на войну за чужую страну кровь поливать. Отчаянные люди, считавшие родину худьшим местом, не могли допустить возврата обратно. Их мотивы не имели материального обеспечения (100 баксов не в счёт), они основаны на идее, мол, если вернулся на малую родину, значит проиграл. Из таких упрямых ослов и состоит теперешний костяк граждан звездно-полосатой.
Нелинейное повествование увлекает.
Мне нра. Только до сих пор не могу рассмотреть в акрисе Крипс чего-то большего, чем блеклая внешность и знание нескольких языков.
оффтоп:
Станислав, есть в планах I Saw the TV Glow?
Наш любимый Пол Шредер, который до режиссуры был критиком: — «…Джейн Шенбрун — без преувеличения, самый оригинальный режиссер последнего десятилетия…».
Человек, как губка впитывает все от Линча до Кроненберга, а на выходе все равно своя авторская вещь.
Трюффо и Годар тоже были кино критикам.
В планах есть. Но это, к счастью или сожалению, не гарантирует заметку по итогам просмотра.
Лично для меня пока один из лучших фильмов года. Хочу больше режиссера Мортенсенса!