В прокате стартовал художественный фильм «Собиратель душ» (Longlegs) режиссёра Осгуда Перкинса, и по этому поводу хочется сказать несколько слов.
1990-е. Агент ФБР Ли Харкер (Майка Монро) расследует дело маньяка по прозвищу «Собиратель душ» (Николас Кейдж), вырезающего целые семьи на протяжении двух десятков лет. Его никто не видел, он не оставляет никаких следов, сам факт его существования подтверждают лишь зашифрованные письма, которые к тому же не поддаются дешифровке. Харкер обладает способностями на грани телепатии, и чувствует внутреннюю связь с убийцей…
На уровне сюжетных коллизий фильм Перкинса неминуемо воскрешает в памяти воспоминания об уже классических «Молчании ягнят» Джонатана Демми и «Семи» Дэвида Финчера. На этом, к счастью, сравнения заканчиваются. Его «Собиратель душ» конечно о маньяке, но то лишь часть общей мозаики, общего сюжета. Это не триллер, коими, безусловно, были упомянутые выше жемчужины жанра. Да и хоррор ли, тоже вопрос. Попытки таких определений в данном случае вообще не очень конструктивны. Осгуд Перкинс снял на 100% авторское кино, отталкиваться при разговоре нужно именно от этой констатации.
Главное, что есть в «Собирателе душ», помимо выдающейся работы артиста Кейджа, это атмосфера. Атмосфера почти потустороннего ужаса, постоянного внутреннего напряжения, низких вибраций прямиком из ада. Не совсем ясно, за счёт чего такой эффект достигается, но спорить с этим не представляется возможным. Что ещё интереснее (и вот это уже настоящий показатель проделанной работы), эффект этот никуда не уходит, не стирается и после просмотра. Просто так из головы не выкинешь. Тут есть о чём подумать, о чём поразмышлять.
Помимо очевидных заигрываний с эстетикой сатанизма (нет никаких сомнений, что сложно выстроенная символическая мифология фильма обрастёт десятком фанатских теорий) Перкинс формулирует и отношение к нуклеарной семье (мама, папа, дети). И отношение это, прямо скажем, не брызжет оптимизмом. Скорее это приговор, не подлежащий обжалованию. Кстати, близким по духу и темам получился и дебют режиссёра — «Февраль» 2015 года. То есть, для Перкинса эта проблематика не случайна. Для него это действительно важно.
Возвращаясь к впечатляющей во всех смыслах маркетинговой кампании фильма. Да, она подогрела интерес, но в конечном счёте спрос всегда с результата. И в случае с «Собирателем душ» мэтч получился практически идеальным. Полный метр гипнотизирует не меньше своих минутных тизер-предшественников. Осгуд Перкинс снял фильм, игнорировать наличие которого при всех последующих размышлениях о жанре просто невозможно. Это тот случай, когда выражение «штучная работа» — единственное из возможных определений.
17 комментариев
Спасибо Станислав.
Очень интересно, явно уникальная работа. Но если атмосферу трудно выкинуть из головы, пожалуй, смотреть чувствительным людям противопоказано
Фильм официально преподносят как детектив, триллер. C этой точки зрения и буду оценивать при просмотре. Потому что когда начинают игнорировать традиционные элементы ( загадки, расследование, сами убийства и тд — то есть за что жанр и любят по сути) и прикрывают это все только атмосферой, операторской работой и авторскими рефлексиями на тему… Вы уж извините, но нет. Каждый год выходят красивые кадры с замечательным саундом и скучным нахрен сюжетом и недоработанным сценарием. Прежде всего история и точка. Именно и поэтому на фильмы 90ых молиться можно.
Не первое впечатление о фильме читаю уже. Все дружно обращают внимание на атмосферу, но также замечают , что больше и ничего толком.
Большое спасибо за интересную рецензию, но пока что со скепсисом . В качестве выйдет сразу же к просмотру.
Тот редкий случай, по сегодняшним временам, когда классное кино от туда идёт в прокате)
Официальный жар присваивают для ориентира, мол, не комедия или мелодрама, а триллер. Люди, в большинстве своём, именно на это смотрят, ни на имя режика, а на жанр и известное имя актёра, если таковое в касте есть.
Если бы описали иначе, то и вовсе потеряли кинотеатральную публику, массивную часть.
Я давно привыкла к смешению жанров и их размытию и если постановщику удаётся создать уникальную атмосферу, это уже что-то стоящее внимания.
А триллеры стала смотреть прежних лет. Теперь Шаброля оцениваю, 90ые годы. Церемония и Цвет лжи прекрасны. У Корно тоже таких много.
LuSinda, разжевали и в рот положили, да в курсе, спасибо. Вам понравилось кино ?
Про атмосферу все выше написал.
Церемония смотрел 3-4 года назад, по-европейски хорошо. Как ни странно неделю назад последние 20 минут решил пересмотреть, освежил катарсис , так сказать. Цвет лжи ( имеете в виду В Сердце лжи, наверное) ушел смотреть. У Корна только Выбор оружия смотрел в детстве и не помню уже.
Понравилось.
Буквальный с английского Цвет лжи. Наш локоперевод дп, В сердце лжи.
Про Корно в Разговорах написала.
Миронов, а кто и где официально фильм преподносил как детектив и триллер? Там же по тизерам и трейлерам было ясно, что это совершенно авторское кино. Хотя и детектив и триллер и хоррор тут тоже есть. Но жанр тут реально вторичен. Вы когда посмотрите, поймете о чем речь.
Ripper, ну мейнстрим или авторское…Важен результат.
По тизерам\трейлерам детективный триллер. В официальном описании также детектив, триллер. Разумеется, глаза отличают авторский подход к данному, но это же не отменяет теперь, что зритель обязан все принимать теперь в данном случае через внутренний мир режиссера и только.
«Клетка» , например, с Лопес хорош в своем роде. Или триерский » Вы не знаете Джека» просто прекрасен, при этом понятно, что как зритель не ждал от него расследования и головоломок, а согласился на совершенно другие акценты и вообще историю в целом, зная режиссера. Хотя формально по описанию кино про маньяка и жертв.
Но все же справедливости ради, возвращаясь к роликам обсуждаемого и маркетингу в целом, меня настраивали на плюс-минус стандартные традиции жанра ( жертвы, поиск маньяка и тд.) И если все только упирается в одну атмосферу, повторюсь, и больше режиссеру со сценаристом предложить нечего, тогда увы. Замечу, что я фильм не смотрел и буду рад, если всем он понравится. За последние годы про атмосферу слишком часто слышим, а вот про крепкие сценарии как-то меньше. Да и жанр в данном случае дефицитный , на каждый потенциально любопытный проект рассчитываешь, тем более, когда тизеры просят обратить на них ваше внимание ( хотя к такому маркетингу иммунитет, еще начиная с Паранормального явления и прочих))
Абсолютно готов к авторскому подходу, посмотрим, продолжим. Спасибо.
Миронов, тут с детективной составляющей всё нормально. Всё становится ясно в самом конце. Но в какой-то момент, ближе к финалу, детективная составляющая на второй план отходит. Не буду развивать, чтобы без спойлеров обойтись. Сами увидите. Но жанровая составляющая тут есть однозначно.
Ripper, понял, спасибо.
Посмотрел фильм. Давно таких эмоций от просмотра не испытывал. Действительно что-то очень тягучее, неприятное, дьявольское. Сюжет развивается, но он здесь не самое главное.
Самая первая сцена в начале фильма — реально вздрогнул. Игра Кейджа потрясающая, хотя не знаю, насколько это определение корректно. Тут нет Кейджа, а есть только его персонаж.
Теперь обязательно надо посмотреть дебютный «Февраль» Перкинса.
Это не триллер, и не хоррор, 100% авторское кино. Ясно-понятно
Семь и тот же Молчание ягнят, также на 100 % авторские фильмы. Не были бы ими, были бы обычными рядовыми триллерками, коих тьма.
Именно авторский подход и делает что-то такое, что выделяется из общего скопа. Поэтому, «ясно-понятно» не принимается 🙂
А режиссер то оказывается сын замечательного актера Энтони Перкинса ( Психо) . А Энтони Перкинс до 39 лет геем был. А мама Берри Беренсон (актриса и вдова Перкинса, который умер от развившейся пневмонии на фоне СПИДа в 1992 году) возвращалась из отпуска на самолете в Лос-Анджелес………… это был Рейс 11 American Airlines 11 сентября 2001 года.
Прочтешь вот так невзначай.
А мне не понравилось, в отличие от его же «Февраля», где действительно есть гнетущая атмосфера и сюжет. Какое- то натягивание совы на глобус весь фильм.
Какая рецензия! Видно, что зацепило уважаемого Станислава.
Я и без этой рецензии собирался смотреть, а теперь ещё сильнее хочу!
понравилось, но концовку чуть недожали, жаль не остались в строго реалистичной системе координат. талантливый племянник молодцом!)