(Не)виновен

На этой неделе в прокате стартовал художественный фильм «Последняя дуэль» режиссёра Ридли Скотта, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. В основе сюжета — реальная история, имевшая место во Франции конца XIV века, когда рыцарь Жан де Карруж (Мэтт Деймон) вызвал на смертельную дуэль Жака Ле Гри (Адам Драйвер), после того, как его жена Маргарита (Джоди Комер) обвинила последнего в изнасиловании.

Сэр Ридли использует повествовательный приём «Расёмона» Акиры Куросавы, когда одни и те же события рассказываются с разных точек зрения (соответственно Жана, Жака и Маргариты), что позволяет зрителю увидеть чуть более объёмную картину, взвесить все за и против при ответе на главный вопрос: виновен или нет. При этом, впрочем, важно помнить, что никакой единственной верной версии в таких случаях не существует и существовать не может. Тем не менее, ближе к финалу пазл начинает складываться, вытаскивая на свет большое количество казалось бы мелких, но принципиально важных деталей.

У режиссёра Скотта получилась очень плотная работа, где нет места провисаниям, избыточности, топтанию на месте. Важно и то, что собственно детективная составляющая (виноват отрицающий вину Жак Ле Гри или нет?) не правит в «Дуэли» балом, а выступает площадкой для размышлений и высказываний по актуальной повестке: культура отмены, феминизм, движение Me Too и т.д. Это тот случай, когда создаваемый авторами контекст даже интереснее сюжетных перипетий.

Преступным будет не отметить и актёрскую работу Мэтта Деймона. В его возможностях давным-давно никто не сомневается, но тут — выдал одну из лучших ролей за последнее десятилетие.

Словом, по-настоящему мощно и сильно. Режиссёр Скотт по-прежнему в седле. Задора и драйва этому могучему британцу не занимать. Может, ещё как может!

По теме

37 комментариев

  1. Я бы отметил следом за режиссерской работой работу сценаристов — Бэна и Мэта, которые для женской точки зрения позвали Николь, и сделали отлично!

    Очень хорошее кино, в котором актуалочка не выпирает и не мазолит глаз, а просто сопровождает вас.

    Один из лучших фильмов за последние года, которые я смотрел в кино. И Ридли, после его ужасных Прометеев, можно только поздравить с тем, что он решил поработать с Мэтом и Бэном.

  2. Ну, и в отличие от Станислава, я бы не выделял Мэта среди актёрского состава. Адам и Джоди справились ни чуть не хуже. Мэт, если честно, сначала немного раздражал своей американской внешностью (или просто это у меня в мозгу связь такая), но сыграл так, что я обо всём забыл очень скоро.

  3. А потом сэр Ридли подарит нам ещё один фильм про чужого и все мы снова схватимся за головы!!!))))

    1. Та пусть дарит уже. И пусть схватимся. Чтобы хоть как-то закончить историю. Дедушка не молодеет.

  4. Во-первых, очень многое снято на натуре, а не фоне столь популярной сейчас «зелёнки». Полагаю, это целиком и полностью заслуга старины Ридли — приверженца классической школы. Человека, который умеет работать с хромакеем, но если есть возможность снять на натуре, снимает на натуре.

    Во-вторых, бюджет фильма 100 млн долларов. Вкладывать такие суммы в ленты, которые в прокате точно не станут успешными — это вера в режиссёра и съёмки ради искусства. Почему фильм не будет успешен в прокате? Причин несколько. Например, он длится два с половиной часа — прокатчики такой хронометраж не очень любят, потому что получается меньше сеансов. Также сейчас время, когда по всему миру кинотеатры работают очень нестабильно. Я уже не говорю о том, что «… дуэль» — это кино не для самого широкого зрителя.

    В-третьих, даже батальные исторические ленты сейчас всё чаще выходят на стриминоговых сервисах. Вспомнить те же «Король вне закона» (с Крисом Пайном) и «Король» (с Тимоти Шаламе), которые вышли на Netflix. А там ведь тоже бюджеты не копеечные. Но Netflix-то получает деньги с подписчиков. А Ридли? А Ридли просто решил напомнить, каково оно — смотреть историческое кино на большом экране.

    И если с этого ракурса посмотреть на «Последнюю дуэль», то к маэстро Ридли ещё больше уважения — снял кино для тех, кто хочет сходить в кино. Не за что-то, но вопреки!

  5. Прям не верится что все так хорошо 🙂
    Посмотрю посмотрю)

    Марсель, ну Вы забыли про Дюну например 🙂 Натурные съемки, кино не для всех, кино для большого экрана, кино не факт что соберет кассу но тратят даже 160 зеленых и тд и тп)

    1. да, но «Дюну»-то рекламировали как! Причём не сиюминутно, а чуть ли не два года. Я уже молчу о том, какая фанбаза у детища Герберта. Каждая собака знала, что фильм должен выйти.
      А про «Последнюю дуэль» (на фоне всего этого) почти никто не в курсе.

      1. Марсель, ну в мире кино, фан база у режиссера Скотта думаю не меньше, чем у писателя Герберта на литературном поприще 🙂 Даже с учетом того, что для мира кино сэр Ридли сделал даже больше, чем Герберт для литературы.
        Плюс с учетом сегодняшнего уровня доступности и масштабов использования людьми сети интернет (причем в наше время для этого даже компьютер не нужен), все кто интересуется, любит и ходит в кино, все все знали 🙂 Я например, уже давно не смотрю эфир телеканалов, и обо всех будущих новинках узнаю именно из интернета. Кто то из домашних плюс еще из инстаграма или ютуба. А трейлеры и постеры «Последней дуэли» не менее бодро мелькали и принимались зрителями, нежели трейлеры «Дюны». Мне например впервые показала рекламу Дуэли супруга в инстаграме. А реклама в других СМИ. Ну может быть у Дюны и по ярче была, не буду утверждать иначе. Но все равно не супер прям пупер чтобы этим фактом прикрываться 🙂
        Отличная реклама была у Аватара и 7 эпизода Стар Варс(который после долгого промежутка Абрамс снял). Вот так где трубили так трубили. Больше я такой масштабной и агрессивной рекламы нигде не видел 🙂

        1. Вы преувеличиваете численность сообщества знатоков кино) Они кассу не сделают. Для этого нужен массовый зритель, который, в том числе, идет на то, на что все идут, и о чем везде говорят))) Поэтому согласен с Марселем, что с «Дюной» сравнивать не стоит. «Последняя дуэль» — гораздо более нишевый проект, если хотите. Поэтому почет и уважение всем, кто настолько крупно вложился в него. Ну, и в имя гражданина Скотта, конечно)

          1. Более он нишевый или не более. Но реклама была плюс минус одинакова там где заседаю я и многие другие. А уж то что он провалился говорит только о том, что рекламные ролики Дуэли не заставили поверить в проект, не более.
            На фильмы Вильнева тоже люди не бегут толпами 🙂 Так к слову:)

  6. У Деймона действительно пролетарское лицо среднестатистического киллера страдающего амнезией)

    Я очень надеюсь, что это достойное историческое кино. Масштаб, очевидно, существенно меньше, чем в Гладиаторе, но уровень качества примерно одинаков.

    В кино нет. Только дома.

    1. По части наплевательства к истории, «ПД» берет вышку с первых десяти минут фильма. Так что да, качество там еще выше чем у «Гладиатора» по этой части.

      1. Насчёт наплевательства к истории насмешили)

        Пока есть такие поборники тру, наука история непоколебима.

    2. Давненько не было такого, чтобы в один день показывали столько многообещающего кино. Из трех картин: Последняя дуэль, Французкий вестник и Король Ричард, выбрал первый. Думается, не пожалею) Обычно на подобные времена и темы Ридли снимал масштабные полотна, со множеством баталий и крутых экш-сцен, не забывая об истории. Здесь все более локально, не так эпично… В наше время данная история, несмотря на дату и время событий, которые имели место быть, очень современна. Выйди он в разгар движения «ME TOO» думаю вообще собрал бы джекпот. Самая история жиздится от лица трех элементов: супруг пострадавшей, обвиняемый и, собственно, сама пострадавшая. Именно в этом порядке нам крутят по большей части одни и те же события от уже названных лиц, где-то меняются детали, нюансы… Когда повествование меняет ракурс, меняется и восприятие происходящего. Несмотря на то, что женщине уготована здесь наименьшая роль по времени, именно она — центр всего действия. Времена, когда кобыла была ценнее жены, когда мужская воля и его желания были высшей волей, именно история этой женщины вызывает наибольший отклик у зрителя (в данном случае). В то время, по сути являясь собственностью мужа, заявлять на все окрестности о подобном, не то что боялись, это порицалось своими же ( другими женщинами). Режиссеру удалось оцелостно передать личности главных персонажей, их многогранность, мотивацию. Им веришь, их понимаешь, где-то им симпатизируешь, сопереживаешь, а где-то наоборот. В общем, пианино с его черными и белыми клавишами сюда не завезли, что отрадно. Выдающиеся работы основного каста фильм хочется отметить помимо самой режиссуры. Соглашусь что именно артист Мэт Деймон больше всех поразил игрой. Простой, храбрый, прямой, где-то деревенщина, но с четкими устоями ценностями и честью. И веру в них. Ну и Афлека тоже выделю, хотя его роль тут условна.
      Итого, товарищи, удалось. Браво, старина Ридли. Почти три часа отменного кинолицедейства. Уже ждем ваш Хаус оф Гуччи)

  7. На этих выходных не получилось, хотя планировала и Скотта и Андерсона.
    Но обязательно посмотрю.
    Надеюсь на «Французский вестник» заметка тоже будет.

  8. Ого.

    В плане художественной оценки фильма доверяю Станиславу, обычно схожие мнения по фильмам.

    Самое плохое, что именно «художественные фильмы» в американском прокате проваливаются, а продюсерам главное прибыль.

    Этот просто провалился.

    Плохое будущее вообще у большого кино, вся надежда на сериальные проекты.

    1. Док, ну сериальный пик мы точно прошли, на мой взгляд. 20 лет счастья. Надеюсь, золотая эпоха сериалов продолжится, конечно. И все же большое кино в кинотеатрах должно быть. Главное, чтобы маски надоели быстрее чем рабство. Тогда с кинематографом все будет нормально. Иначе отравление фастфуда с сервисов неизбежено.

  9. Хотя будем откровенны — очень ждём заметки Станислава о «Французском вестнике»

  10. Бедняга Ридли, в провале виноваты зумеры с их телефонами. В комментах там его знатно полоскают. Выпускать такое кино в эпоху мужчин в трико и серьёзно надеяться на кассовый успех?!

    1. Что выросло, то выросло. И сэр Ридли обильно поливал ту почву на котором и вырос тот самый «урожай». А теперь вдруг негодует и удивляется.

        1. doctor3006: Царство Небесное, Исход: Цари и Боги, Прометей, Чужой: Завет — вот почва которую он поливал.

          1. Аксель, Царство не трогайте только. Прекрасный исторический фильм.

            Исход не смотрела.

            Прометей и Чужой тоже не годятся для размещения в отрицательной стороне фильмографии Скотта.

  11. Тут хвалят Ридли за то, что вложился деньгами в заведомо убыточную идею, но дело в том, что у фильма 12 продюсеров. Среди них — Ридли, Мэт и Бэн, которые по идее пострадают меньше остальных из-за зарплат. В этом контексте для них это может быть вполне вклад своего времени в искусство и погоню за наградами. Могут себе позволить.

  12. Посмотрел фильм. Впечатление от увиденного осталось двоякое. Сама по себе история (которая имела место быть в прошлом) показалась не очень интересной.
    От фильма веяло какой-то искусственностью, несмотря на игру актеров, костюмы и декорации. Фильм на один раз. Сравнивать ПД с гладиатором совершенно неуместно. Ему очень и очень далеко до него.

    1. Да упаси Боже это сравнивать с «Гладиатором». Я вот шел совсем на другое кино…и получил…другое кино. Вот реально эти картины сравнивать может только «зумер» ))) Наверное по аналогии с Marvel(ом) и картинами с Стейтемом.

      1. Если камень в мой, как говорится, то мимо. Я выразила надежду, не сравнивая, поскольку не смотрела.

  13. Отсмотрено. Соглашусь. Наконец-то у Скотта фильм удался.
    На счет сравнений с Гладиатором. Совсем разные фильмы. Достоинства каждого из фильмов не перекрывают и не мешают существовать друг другу по соседству.
    Но стоит отметить, что все таки «Последняя дуэль» более приземленное и более реалистичное кино, нежели Гладиатор, менее наивное. И это не минус, а плюс данному фильму. Снято здорово, как умеет старина Ридли. Всем ли зайдет сама история, не знаю. Но вот она такая есть и показана/рассказана талантливо. И, что приятно, без каких либо посылочек (ну вы понимаете о чем я) дня сегодняшнего.
    Гладиатор в свое время значительно более эпичное кино, и более эмоциональное с точки зрения того как подан финал и сама история.

    В остальном же. Вполне себе приятное время провождение. Займет или нет на полке место с самыми любимыми фильмами, прямо сейчас не скажу. Покажет время.

  14. LuSinda, еще как годятся. Все что перечислено значительно хуже лучших работ режиссера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *