Книга образов

Добрался до свежего Годара – «Образ и речь», работа исполинской силы и мощи. Строго говоря, это чистой воды эксперимент, скорее видео-эссе на тему, нежели художественный фильм в классическом понимании. Впрочем, когда речь заходит о вечном революционере Жан-Люке, категории «как принято» и «как обычно» мгновенно теряют всякий смысл.

Ключ к понимаю новой работы великого француза запрятан в самом названии. Это медитативное размышление о роли образа и речи в искусстве, в первую очередь в кинематографе. Годар доводит любимый приём последних лет – смысловое расхождение/раздваивание визуального (что именно демонстрируется на экране) и озвучиваемого (что проговаривается в качестве закадрового текста) – до возможного предела. Это требует определённых усилий со стороны зрителя, но ближе к середине картины возникает почти трансовое состояние, когда подобный подход начинает казаться единственно верным. Кино по Годару ни есть банальное сочетание изображения (живопись!) и текста (литература!). Кино по Годару рождается лишь тогда, когда изображение и текст проникают друг в друга до состояния полной неразличимости, рождая образ.

Но помимо рассуждений о природе главного из искусств режиссёр не лишает себя удовольствия поговорить и на массу казалось бы сторонних тем, в первую очередь политических: исламизация Европы, терроризм и т.д. и т.п.

Какая-то внятная рефлексия относительно «Образа и речи» достаточно затруднительна. В первую очередь из-за особенностей предмета рефлексии. Анализировать тут нечего, можно только чувствовать, воспринимать, откликаться (или не откликаться) на вбрасываемые режиссёром темы-гарпуны. Удивительный опыт, не сравнимый с просмотром никакого обычного художественного фильма. Впрочем, после просмотра «Образа и речи» понимаешь: то, что принято называть фильмами и кинематографом в целом, никакого отношения к этому виду искусства не имеют. Это просто 24 кадра в секунду с пересказом банальнейших сюжетов. А то, что сделал Годар – кино, в самом высоком смысле этого слова.

Низкий поклон классику и долгих лет!

По теме

6 комментариев

  1. Станислав с коллегой Македонским закидают камнями, но Годара тодько 60-70 ых годов способен вывозить.

    1. DiRoD, не переживайте ! Я вообще Годара не видел. … И вообще думал что, нет долгих-долгих лет ему конечно !, он уже того.
      Но вот и повод посмотреть ( ну или вкусить насколько хватит или насколько времени своб. есть). … Станислав в принципе фуфло не рецензирует.

      1. Джимми, не переживаю.

        Кино для меня по прежнему искусство для читающих, но Годар уже нарицательное, которое смотри-не смотри, но оно и есть кинематограф.

        Лучше Мельеса пересмотрю.

    2. Вы знаете, коллега, не буду кидать)) Во-первых, уже сколько лет, сколько зим знакомы)) а во-вторых, мне Годар после “Новой волны” (1990 года) нравится очень и очень выборочно. Что “Социализм”, что “Прощай, речь” стали головоломками, которые я так и не смог разгадать.

      Также, как и вы, я очень люблю его ранние фильмы: “Безумный Пьеро”, “На последнем дыхании”, “Китаянка”. А “Альфавилль”, пожалуй, могу бесконечно пересматривать.

      Но раз Станислав так хвалит новинку, надо посмотреть обязательно. Потому что эксперимент от живого классика – как минимум, обязательно к ознакомлению 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *