Умчи меня, олень!

Посмотрел художественный фильм «О теле и душе» режиссёра Ильдико Эньеди, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. Эньеди рассказывает поэтическую историю о сотрудниках скотобойни Эндре (мужчина в возрасте с отсохшей левой рукой) и Марии (красивая молодая женщина с явными признаками аутизма), видящих одинаковые сны. В которых они — пара оленей,  влюблённо резвящихся в зимнем лесу.

Эньеди создаёт (и на визуальном, и на смысловом уровнях) бинарную систему, где жизнь героев с хирургической точностью разделена на сон и явь. Каждую ночь Эндре и Мария совершают побег в мир грёз, где удивительным образом находят друг друга, что становится началом сближения в жизни реальной. Мысль, прямо скажем, не новая, но прекрасно реализованная. Эньеди очень бережна с взятой на поруки метафорой: не злоупотребляет демонстрируемой двойственностью, не скатывается в псевдо-философствование на пустом месте. В первую очередь это фильм о людях и чувствах. В неожиданных обстоятельствах, неожиданном месте, с «неклассическими» героями. Здесь нет пошлого романтизма, а есть вполне себе живые Мужчина и Женщина с ворохом внутренних проблем, комплексов и страхов. Их не то чтобы жалко, за ними очень интересно наблюдать. Приятный сновидческий флёр лишь добавляет красок, предлагает оригинальный угол зрения на классическую в общем-то ситуацию.

Будучи известным на родине режиссёром, Эньеди, тем не менее, никогда звёзд с неба не хватала. И тут — главный приз Берлинского кинофестиваля на 62-м году жизни. Красивый поворот! И совершенно заслуженный. «О теле и душе», вне всяких сомнений, один из главных фильмов года.

По теме

2 комментария

  1. Тоже недавно посмотрела. У Ильдико получилась нетипичная история любви. Не знаю главный ли это фильм года, но самый необычный это уж точно!

  2. Красивое кино, особенно в части съёмок дикой природы.
    Режиссёр уделяет больше времени разделу «Тело», нежели «Душе». Оно и понятно, телесных потребностей много, как и проблем с их реализацией, а духовная одна, и её нет нужды трансформировать в нечто материальное.
    Фильм невозможно отнести к какому-то конкретному жанру, это как у Лантимоса с Лобстером примерно.
    Что касается главной метафоры, мне в этом смысле более яркой показалась её реализация в Кафе де Флор канадца Валле.
    пс: Всё-таки последнее предложение первого абзаца спойлер, до сороковой минуты многие и не понимают к чему «это».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *