ММКФ. «Послеобразы»

В рамках внеконкурсной программы «Эйфория окраин» показали последний фильм Анджея Вайды «Послеобразы». На дворе конец 1940-х. Взгляды признанного художника Владислава Стржеминского (Богуслав Линда) начинают расходиться с представлениями о роли и месте искусства в жизни народа, пропагандируемыми Польской объединённой рабочей партией. Возникшее противостояние и категорическое нежелание живописца «учить уроки истории» оборачивается увольнением из университета, безденежьем и одиночеством.

В «Послеобразах» Вайда обращается к вечной теме — Художник и Власть. Содержательная сторона вопроса тут достаточно прямолинейна и не таит в себе неожиданных ходов. Стржемински, будучи инвалидом (на Первой мировой были потеряны рука и нога), делает выбор в пользу творческого наследия, мужественно борясь с неурядицами бытового свойства. Да, министр культуры сильнее его формально, но не сущностно.

Впечатляет другое. Насколько чётко, без стариковского бормотания и заговариваний-повторений, 90-летний Вайда формулирует свою мысль. Конечно, «Послеобразы» не лучшая картина в фильмографии режиссёра (а в ней имеется целая россыпь жемчужин), но уверенное, без дрожжи в коленках, высказывание на интересующую классика тему. По факту — завещание. И в этом есть свой красивый символизм. Нет никаких сомнений в том, что в уста художника Стржеминского Вайда вложил свои мысли и размышления о миссии любого Творца. Вне зависимости от исторической эпохи и политической конъюнктуры.

По теме

5 комментариев

  1. Не сложилось пока с Вайдой, кроме зарисовки на Достоевского. Станислав, можете назвать три-четыре жемчужины маэстро? Похоже пришло время.

  2. Да, очень знакомый фильм. Хорошая твёрдая точка в в карьере и жизни Мистжа. Для себя только сейчас заметил что Богуслав Линда давно состарился.

  3. Станислав, а Катынь это честное кино? С точки зрения истории, или однобокое выссказывание?
    Тем не менее спасибо за срисок, оказваается многое смотрел, но не осознавал)

Добавить комментарий для DiRoD Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *