Посмотрел документальный фильм Фрэнка Павича «Дюна Ходоровского», в котором все причастные (естественно, во главе с самим Алехандро) рассказывают, почему в середине 1970-х так и не начались съёмки картины, которая могла бы перевернуть все представления о научно-фантастическом жанре.
Хронология событий была следующей: до французского продюсера Мишеля Сейду докатилась слава Ходоровски, в одночасье ставшего культовым режиссёром после ошеломляющего успеха «Крота». Они знакомятся, Сейду даёт $1 млн на съёмки «Священной горы». После просмотра «Горы» Сейду готов продюсировать любой проект режиссёра. Тот решает взяться за «Дюну» Фрэнка Герберта. Пишет сценарий. Со всеми своими излюбленными темами: кастрация, насилие, зашифрованные символы, визуальное пиршество и т.д. Начинают собирать команду. Ходо ставит только одно условие: в его команде должны быть исключительно «воины духа», а не просто профессионалы. Люди, готовые отдать жизнь за этот проект. Он привлекает молодых и никому неизвестных Дэна О’Бэннона (будущий сценарист «Чужого») и Х.Р. Гигера (создатель Ксеноморфа). Раскадровку для фильма (всего было сделано около 3000 эскизов) рисует выдающийся французский художник Жан Жиро. На участие в съёмках дали своё согласие Мик Джаггер, Дэвид Кэррадайн, Орсон Уэллс и Сальвадор Дали (!). Над саундтреком должны были работать Pink Floyd. После того, как все договорённости были достигнуты, Сейду разослал огромный том с раскадровкой во все крупные голливудские студии (бюджет картины должен был составить немалые по тем временам $15 млн). И… получил отказ! Все были восхищены проделанной Ходоровски работой, но банально испугались. Речь шла о бескомпромиссном фильме. По словам режиссёра, о «лучшем фильме в истории человечества!».
Несмотря на то, что «Дюна» так и не была снята, огромное количество заимствований можно обнаружить во многих голливудских фильмах жанра sci-fi. В первую очередь, в «Звёздных войнах» и «Чужом». В каком мире мы бы сейчас жили, сними Ходоровски свою картину до выхода лукасовской саги — остаётся только догадываться. Но он бы совершенно точно был другим. Как и восприятие жанра в целом.
Краткий пересказ событийной стороны вопроса, конечно, не передаёт всей прелести живых интервью Ходо. Его можно слушать бесконечно! (Когда он приезжал в Москву в 2009 году, в свои 80 лет он был моложе всяк и каждого, присутствующего на пресс-конференции). Он же, строго говоря, не столько режиссёр, сколько Художник, Мудрец, современный Алхимик. Просто нужные себе смыслы любит выражать в первую очередь с помощью киноязыка. В этом смысле, всем нам очень повезло.
Сама история крайне поучительна. И никаких поводов для радости в сухом остатке тут нет и быть не может. Голливуд — большой Макдоналдс, где точно не отравишься, но и не поужинаешь. Авторская кухня в других местах и, так сказать, по другим ценам. Факт известный. Охать и ахать тут бессмысленно.
Но вот могло ж (когда ещё, если не в славные 1970-е?) случиться что-то настоящее, но не случилось. Кто тут проиграл больше — зритель, Голливуд или сам Ходо — понятно и так. Проиграли все. Прежде всего, жанровый кинематограф как таковой. А потом молодой режиссёр Лукас сделал то, что он сделал.
Вот такая загогулина, словом.
14 комментариев
Слетать бы в параллельную вселенную, посмотреть как там кино после Дюны Ходоровского.
если бы Ходоровски снял свою бескомпромиссную Дюну, а Лукас (или кто-то другой) снял бы свои мейнстримовые Звёздные войны (или что-то другое), то всё было бы так же как и сейчас. это не пересекающиеся мир, мне кажется
Вдохновлялись бы молодые режиссеры совершенно другими картинами и неизвестно, как выглядели бы фантастические фильмы, скажем, Абрамса.
Если в «Звездных войнах» Лукаса есть заимствования из «Дюны», то неизвестно, что вообще из себя представлял бы фильм Лукаса, выйди «Дюна» в прокат. Это во-первых. А во-вторых, ориентировались бы наверное именно на «Дюну», а не «ЗВ». Это действительно было бы что-то другое.
Спасибо Станислав, обязательно посмотрю документалку для того лишь, что бы в очередной раз убедиться в гениальности Ходоровски, которая судя по коротке ниже, передаётся по наследству. А так же удостоверится в том, что большинство голливудских продюссеров тогда, и сейчас, откровенные чудаки на букву Мэ.
поясню, как я понимаю эту ситуацию: если ты снимаешь мэйнстрим, на котором нужно заработать деньги, то ты должен привлечь максимально широкую аудиторию. твой продукт должны получить все вне зависимости от возраста, пола, уровня интеллекта, жизненной позиции. и что такой мэйнстрим может перенять у Дюны Ходоровского? ну может чуть больше гротеска и лёгких фрейдистских аллюзий. только что это меняет?
кажется я не туда нажал :/
Вы явно путаете причину со следствием.) «Крестный отец» собрал в начале 70-х в прокате 100 миллионов долларов. Коппола снимал мейнстрим для заработка денег?) Тогда ситуация в принципе была иной и многие фильмы авторов «нового Голливуда» зарабатывали в прокате приличные деньги. Ситуация изменилась как раз после «ЗВ», когда ставку сделали на подростков.
вообще, я как раз говорил о том, что не стоит связывать несвязуемое. но мне не кайф спорить, сорян
Станислав, большое спасибо за заметку. Обязательно посмотрю!
Господа участники блога и Станислав, прошу прощения, что немного не в тему, но давно хочу задать вопрос и, мне кажется, быстрее всего я смогу получить ответ на него здесь, чем где-либо на киноманских форумах.
Может ли кто-то вкратце дать определение термину, который я частенько встречал на испортившемся сайте, который мы все вместе любили и переехали оттуда сюда — что за поджанр такой «двухподъемная драма»? Можно с парой примеров. Заранее благодарен.
ДВУХподъемная или духоподъемная драма?) Если второе, то никакой это не поджанр, а просто такая шустрая формулировка))
Ripper, спасибо! Забавно, но я действительно несколько раз встречал именно ДВУХподъемная, хотя похоже духоподъемную драму я и искал) с примерами тогда все ясно)
Действительно очень крутая Документалка.
Если данная тема интересна про подноготную Голливуда ( только здесь в отношении ужастика), то советую посмотреть Lost Soul: The Doomed Journey of Richard Stanley’s Island of Dr. Moreau (2014) (http://www.imdb.com/title/tt3966544/). Также много познавательного и забавного можно в найти в данном фильме, Я много узнал много про Марлон Брандо, к примеру.