Следствие ведут…

Так вот про новый фильм Брюно Дюмона «В тихом омуте». Лето. 1910 год. Семейство буржуа ван Петегемов пребывает в свой загородный особняк. Красота дикой природы приводит их в восторг. Смущает лишь шумиха вокруг таинственных исчезновений, расследуют которые два дебиловатых детектива. Главными подозреваемыми становятся отец и сын Брефоры, осуществляющие переправу туристов по мелководной реке. Всех жертв так или иначе видели в их компании, но никаких доказательств у следователей нет. Положение усугубляет искра страсти, пробежавшая между отпрыском (одевающимся то мальчиком, то девочкой, что серьёзным образом затрудняет гендерную идентификацию) Петегемов и младшим Брефором.

Два года назад Дюмон снял мини-сериал «Малыш Кенкен», который по праву можно считать режиссёрской энциклопедией, вобравшей в себя все приёмы, темы и идеологемы, разрабатываемые великим французом на протяжении его творческой карьеры. «В тихом омуте» — своеобразный спин-офф, тематическое ответвление грандиозной работы 2014 года. Вновь детективное расследование, вновь сельская местность (впрочем, как раз её Дюмон любил и анализировал всегда), столкновение города и деревни, главные герои — сплошь идиоты (это не оскорбление, это констатация факта). Но если в «Кенкене» сатирические и абсурдистские нотки звучали в авторской партитуре лишь местами, то «Омут» — это гимн абсурдизму раблезианского масштаба.

Несмотря на вящую легкомысленность рассказываемой истории, Дюмона по-прежнему волнуют вопросы онтологического толка. В частности, проблема теодицеи и принципиальной непостижимости божественного замысла. Как и в своих куда более мрачных работах 2000-х годов («29 пальм», «Фландрия», «Хадевейх») француз продолжает фиксировать «белые пятна» бытия, не поддающиеся расшифровке. Таким белым пятном может стать что угодно. Например, исчезновение человека. И причина этого исчезновения уже не важна. Это данность, свершившийся факт, моментально превратившийся в аксиому.

Но это, конечно, и сатира. Сатира на всё, всех и вся: буржуазию, религию, пролетариат, марксизм и мистицизм. В «Кенкене» Дюмон озорно ухмылялся, в «Омуте» он экзальтированно хохочет, но хохот этот мамлеевского свойства, страшный и потусторонний. Смотреть новый фильм Дюмона действительно весело и занятно. Его юмор пронзителен, но это юмор висельника, знающего, что конец света наступит почти сразу после того, как его вздёрнут на рее.

Если вдуматься, философская доктрина француза проста: одни люди-идиоты ищут Бога там, где его нет. Другие люди-идиоты не ищут его вовсе. И, как это не парадоксально, именно вторые ближе к правильному ответу. Если этот ответ, конечно, вообще существует. Об этом Дюмон умалчивает. Но не потому что не знает (уж какие-то версии у него наверняка имеются), а потому что осознанно отдаёт бразды правления в данном вопросе своим зрителям. И это, надо признать, мудрейшее из возможных решений.

По теме

8 комментариев

  1. Станислав, так уж случилось, что сериал не смотрел, вопрос, есть хоть какой-то эстетический смысл смотреть его после Омута? Или полнометражка как квинтессенция сериала?

    1. Смотреть «Кенкена» имеет смысл прежде всего потому, что это выдающаяся работа мастера. А потом уже — все остальные причины и смыслы.

      1. Станислав, а ежели опустить железный аргумент о великой работе мастера, на время хотя бы?)
        stampel, блогодарю, но я посмотрел Омут, а Станислав говорит о похожести проектов.

        1. «Кенкен» куда более объёмная работа, нежели «В тихом омуте». Там Дюмон как на ладони.

          1. Вот спасибо, другой разговор, теперь к просмотру Кенкен.

  2. Кенкен шикарен, не проходите мимо DiRoD. Спасибо за разбор нового Дюмона, Станислав.

  3. Станислав, Вы всегда достаточно много и подробно писали о Дюмоне. Не могли бы в двух словах охарактеризовать его место в современном авторском кинематографе?

    1. На мой взгляд, Дюмон — одна из крупнейших фигур современного кинематографа. Его имя уже совершенно точно вписано в историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *