
«Примесь» Шейна Кэррута

«Примесь» Шейна Кэррута
Маэстро Куросава говорит очень простые и в то же время очень важные слова о творческом процессе.
Может и взлетит!
Ох…


Вчера Российский оскаровский комитет выдвинул на премию «Оскар» фильм Андрея Кончаловского «Рай». Понятно, что предметный разговор и о картине и о самом факте выдвижения возможен только после просмотра, но… Случались выдвижения и похуже, однако в идеальном мире Россию однозначно и безоговорочно должен был представлять «Ученик» Кирилла Серебренникова. Там и правда был бы шанс. А так… Главное, впрочем, не победа. Главное, как известно, участие.

«Далласский клуб покупателей» Жана-Марка Валле

Тут уже всё окончательно ясно. Просто надо дождаться премьеры.


Да, так вот про «Сноудена» режиссёра Оливера Стоуна, вышедшего в российский прокат на этой неделе. Артист Гордон-Левитт рассказывает журналистам The Guardian о своей нелёгкой судьбе сотрудника ЦРУ и АНБ, запершись в гонконгском отеле, готовя информационную бомбу для всего мира. С его слов, и у него есть прямые доказательства, администрация президента США санкционировала мониторинг всех личных данных не только американских граждан, но и своих западных партнёров.
История Эдварда Сноудена для режиссёра Стоуна изначально была лакомым куском пирога. Он никогда не чурался политической проблематики. Напротив, публицистического запала автора «Никсона», «Дж. Ф.К.» и «Буша» хватило бы на десяток коллег. Умение формулировать неудобные вопросы — неотъемлемая черта любого мыслящего и свободного художника, каковым Стоун безусловно является. Вопрос в том, в какую обёртку эти вопрошания обернуть, где и как расставить акценты.
Месседж режиссёра вполне очевиден: нас обманывали и обманывают; политические обещания не стоят ломаного гроша; разговоры о демократии — циничное прикрытие для реализации собственных бизнес-интересов. Всё так, с этим сложно не согласиться. Но Стоун снимает не документальное кино, а кино художественное, что накладывает определённые обязательства и задаёт некоторые рамки. И именно с точки зрения художественного воплощения «Сноуден», увы, не способен удивить, огорошить или, на худой конец, возмутить. Это очень спокойное, местами убаюкивающее повествование из серии «живёт такой парень…». Встречи, разговоры, размышления о природе демократии, и снова встречи, разговоры. Временами напоминает крепко скроенный телеспектакль, но не более.
Старине Олли уже семьдесят. Он великий человек и великий режиссёр, однако годы берут своё. Бунтарь времён «Прирождённых убийц» уснул и просит его не беспокоить. Сие печально лишь на первый взгляд. На самом деле, объективное положение дел. Фильм «Сноуден» совсем неплох как публичное высказывание небезразличного человека, но сер и посредственен с точки зрения кинематографических достоинств. Кто-то пишет книги и статьи, Стоун снимает об этом картины. Что ж, имеет полное право. Но до былых вершин очень и очень далеко.