На этой неделе в прокат вышел художественный фильм «Призрачная нить» режиссёра Пола Томаса Андерсона, и по этому поводу хочется сказать несколько слов. Это история английского кутюрье Рейнольдса Вудкока (Дэниел Дэй-Льюис), обшивавшего в 1950-е королевских особ. Закоренелый холостяк с первого взгляда влюбляется в официантку Альму (Вики Крипс), забирая её в свой большой дом в центре Лондона. Девушка, в отличие от своих многочисленных предшественниц, не соглашается на роль временной музы, а претендует на сердце маэстро…
Шаблонная на первый взгляд канва фильма не должна вводить в заблуждение. Фактически ПТА визуализирует древнюю даосскую мудрость: сложность — это простота, рассмотренная подробно. В почти что хрестоматийном сюжете о Художнике и его Музе режиссёра, как и Вудкока в платьях, интересует текстура. Он медленно раскручивает маховик самой истории, с формальной точки зрения топчась на месте больше часа, но за эти шестьдесят-семьдесят минут (половина хронометража всей ленты!) погружает зрителя на уровень базовых смыслов, которые ему интересны. Далее следует замысловатый кулинарный кунштюк, с одной стороны, ставящей под сомнение увиденное доселе, а с другой — порождающий принципиально иной уровень восприятия истории в целом. Обманка, уловка, фокус-покус, называйте как хотите. Собственно, из таких приёмов почти полностью состоял предыдущий фильм режиссёра — экранизация неэкранизируемой прозы Томаса Пинчона «Врождённый порок». Здесь же всё ещё тоньше, на уровне едва считываемых полутонов.
ПТА мало заботят ответы на формулируемые им вопросы. Должны ли они волновать зрителей — тоже очень большой вопрос. На самом деле, это прекрасная возможность увидеть гения за работой: как формулирует, как мыслит, какой инструментарий использует, а что выбрасывает в корзину. Аналогов конечному результату его работы попросту нет. Опыт уникальный. И речь тут, естественно, не столько о выдуманном кутюрье Вудкоке, сколько о режиссёре Поле Томасе Андерсоне. Каждый фильм которого событие по определению. А в случае с «Призрачной нитью» ещё и великолепный мастер-класс, каким может и должно быть настоящее искусство кино.
7 комментариев
Станислав, можете предположить, почему Нить более-менее отсутствовала в наградном пуле до Оскара?
И спасибо!
>> Станислав, можете предположить, почему Нить более-менее отсутствовала в наградном пуле до Оскара?
Не задумывался об этом. Наличие или отсутствие в списке номинантов «Оскара» того или иного фильма представляется мне совершенно надуманной «проблемой».
Спасибо. Я к тому, что до номинаций на Оскар фильм ПТА небыл отмечен ни гильдиями, ни глобусом ни прочими пристижными профессиональными.
Мне кажется в настоящее время, как бы ни была филигранно и талантливо расказана история, в ней обязательно должен содержаться элемент остросоциальной проблемы. А Андерсон на такое никогда не пойдёт. Ну хоть Оскар в помощь.
*престижными
Предчувствие, что фильм так и останется обладателем шести номинаций.
Да какая разница?! То что Андерсон великий режиссер, понятно и без всяких наград.
Посмотрел в день премьеры. Истинное удовольствие!! ПТА неподражаем и гениален. Как и Дэй-Льюис. Только в восхитительных словах могу говорить о фильме. Обязательно пересмотрю, и не раз. Станиславу отдельное спасибо за заголовок!)) Кто фильм уже смотрел, те поймут)