К истокам

Посмотрел художественный фильм «Чужой: Ромул» режиссёра Феде Альвареса, и по этому поводу хочется сказать несколько слов.

Пытающаяся вырваться с планеты-колонии (будущее на которой показано с ужасающим реализмом) группа молодых людей оказывается на заброшенной космической станции, где имеется технический инструментарий для планируемого побега. Но кроме этого есть и кое что ещё. Иная форма жизни, воспринимающая нежданных гостей исключительно как оболочки для последующего размножения.

Франшиза, стартовавшая в далёком 1979 году, во многом уникальна. Классическую уже тетралогию сняли разные по стилю и культурному бэкграунду, но почти равновеликие по таланту режиссёры. Что позволяет воспринимать каждый фильм серии как самостоятельное произведение. С одной стороны, безусловно связанное со всеми остальными, но с другой, являющееся автономным высказыванием, которому не требуются никакие ссылки, сноски и любые другие пояснения. В 2012-м сэр Ридли снова зашёл на капитанский мостик,  по уши увязнув в красивой на первой взгляд, но путаной по сути мифологии. Оказалось, что некоторые повисшие в воздухе вопросы могут оставаться без ответов. Пять лет спустя он же ещё раз ступил в знакомые воды, пытаясь достроить/улучшить сказанное ранее. Сама попытка была небезынтересна, а результат оказался так себе. Проще говоря, тетралогия имени Эллен Рипли могла бы обойтись без возвращения отца-основателя. И вот, выдержав семилетнюю паузу, франшиза снова подала признаки жизни. На этот раз во главе с Феде Альваресом, бойким уругвайским хоррормейкером, знающим почём фунт лиха.

Альварес, за что ему большое спасибо, на корню пресекает любые «размышления о вечном», и с самого начала обозначает собственную систему координат, а именно: герметичный survival-хоррор. Отдавая, тем самым, дань оригиналу режиссёра Скотта. Да, тут есть множество отсылок и подмигиваний всем частям франшизы, есть и крепко прописанный морально-этический конфликт, но в первую очередь это фильм о попытках выжить в максимально некомфортных для этого условиях. Там, где твой крик никто не услышит.

Получилось наваристо, стремительно и во всех смыслах не скучно. Здорово, когда авторы понимают, какую именно задачу они хотят решить и… её (эту задачу) и решают. В таких случаях обычно всё складывается. «Ромул» Альвареса — как раз из таких.

По теме

44 комментария

  1. Станислав, у Альвареса получилось найти какие-то новые «высокие» темы для обсуждения в рамках вселенной или просто крепкая жанровая работа без претензий?

    1. В рамках вселенной — никаких «высоких» тем. Есть несколько морально-этических дилемм, за которыми интересно следить. А в целом, высокооктановый экшн в культовых локациях.

  2. Ну наконеееец! Сколько лет прошло, сколько неудачных сиквелов. И пришел он, Альварес 🙂 Я знал, верил, что автор Зловещих мертвецов и Не дыши не должен был подвести 🙂

  3. Посмотрел сегодня и я. С одной стороны, крепко сделано, к постановщику реально никаких претензий. С другой ловил себя на мысли, что «стюардессу пора закапывать». Чужой, он скорее как Терминатор, чем как Бонд или Марвел. Не та франшиза, которую можно доить без конца. Сеттинг будущего хорош, но без самого Чужого не самодостаточен. А с ним получается пережёвывание одного и того же сюжета про выживание и постепенное загрызание кучки людей в герметичных декорациях. Как ни старайся этот сюжет повернуть немного другим углом, он исчерпывает себя уже после пары итераций. А их число уже подбирается к десятку.

  4. Всегда чуть коробит, когда Ридли называют отцом-основателем «Чужого». Он не автор сюжета, не автор сценария и не продюсер. Как режиссер-исполнитель справился на отлично, НО как справился бы другой исполнитель, хорошо знакомый
    О’Бэннону Джон Карпентер, остаётся разве что помечтать.

    По фильму Альвареса. Отличное портфолио (умею, практикую), весьма среднее кино и совершенно необязательный пазл франшизы.

    1. В таком мечтаний смысла не больше, чем в представлении себя богом.

      Скотт прекрасный мейнстримный режиссёр, классик. Это, к сожалению, пока не довсе дошло.

      1. То что прекрасный (когда-то) режиссер уже давно не снимал ничего даже близко похожего на классику действительно не до всех дошло. Но после второго «Гладиатора» дойдëт обязательно.

  5. Для меня, Ридли Скотт закончился в 2000. Гладиатор, последний настоящий фильм, достойный называться: от режиссера Чужой и Бегущий по лезвию.

    Последняя дуэль, Марсианин, и все остальное прочее, лишь крепкие середняки, не больше не меньше.

  6. Он, в отличие от многих других, понимает, жизнь и, соответственно, потребности меняются. И сам меняет подход, не снимая мегалополисы и так далее.

    Если для кого-то он кончился, это не значит, что он делает плохое кино, или среднее. Я его все работы с разной периодичностью пересматриваю.

    А Наполеона или Последнюю дуэль уже записали во все учебники по киноискусству.

    Не для дискуссии.

    «Я так думаю» (с).

    1. «Наполеона» безусловно заслуживает место в учебнике. В разделе «как не нужно снимать историческое кино». Будущим киноделам будет очень полезно.

    2. Кто записал ?! В какие учебники ?!:) Когда ? 🙂
      Как снимать не надо, разве что 🙂

  7. Ну, для таких рассуждений надо чтобы собеседник хотябы один прочитал) кто-то из вас таким может похвастаться?

    1. Так давайте в студию! Что за учебник, в который был включен «Наполеон» Скотта ?

        1. Значит нет такого учебника, жаль. Очень хотелось почитать, что там про «наполеона» скотта написано.

          1. Axl2007, Уверен, одна такая книга наверняка существует. От издательского дома Scott free 😁

            Скотт, к слову, завил, что только что снял свой «лучший фильм» (тот самый второй «Гладиатор»). Поглядим, обсудим 🙂

          2. Не значит. Но Вы продолжайте торговаться)

    2. LuSinda, Вы как бы сами виноваты. «Уже записали во ВСЕ учебники по киноискусства» — факт, требующий доказательств. «Должны записать» — доказательств не требует, поскольку является исключительно личным оценочным мнением. Тем более, когда речь идет о фильме годичной давности, мягко говоря, принятый и публикой и критиками весьма прохладно.

      1. Не виноватая я)

        Вы, надо полагать, тут только законодательство принято всеми цитирует?!

  8. Хахах Ну не знаю, не знаю. Страшно что-то смотреть. Понадобилось не мало времени забыть Завет 🙂

  9. Хорошая жанровая картина. Альваресу в зачет — 100%. Получил удовольствие от просмотра.

  10. Отсмотрено.
    Наконец-то франшиза вернулась к своим истокам. Никаких лишних попыток выжать тайные смыслы. Есть группа людей, после определенных обстоятельств, случайно наткнувшаяся на инопланетного монстра. И, погнал survival. Но подан этот survival, с учетом сегодняшних возможностей кинопроизводства. Все максимально жестко, максимально эффектно и фильм просто наполнен атмосферой. Экшн за счет этого смотрится очень эффектно и действительно прижимает в кресло.
    Подмигивания и правда имеются всем частям франшизы. Но эти подмигивания с знаком плюс. А в целом, получился некий гибрид из первого и второго фильмов. Камерность и элементы триллера/ужаса первого, экшн от второго, только сам экшн возведен в максимум. Во время просмотра, создавалось ощущение, что в этот раз, автор не пощадит никого 🙂 Смотрится достойно и свежо. Альварес, не только хотел возродить убитую Скоттом франшизу, но и смог это сделать.
    На улице фанатов не только франшизы, но и жанра как такового, праздник. За что Федерико поклон и уважение.
    Именно такого сиквела сегодня и ждешь.
    К просмотру строго обязателен 🙂

    1. Франшиза была убита 4 фильмом и последующими кроссоверами, которые превратили лор в пустую беготню зайцев от волков. Прометеем Скотт вдохнул новую, более интересную жизнь, направил ее в правильный, наиболее интересный вектор. Завет был мостиком к еще большим откровениям, но благодаря попкорновому зрителю-флейтоненавистнику франшиза получила под дых. В итоге все получили Ромул, обычный качественный триллер про тех же зайцев и волков, в котором градус внимания повышался только за счет сцен, как раз таки связанных с видением Скотта. Так в каком месте простите Скотт убил франшизу? Претензии к Прометею и Завету есть, но это не отменяет тот факт, что они являлись единственной самобытной, интересной, развивающейся фантастической историей за последние десятилетия. Убил франшизу молодой, глупый, стадный зритель, который необоснованно ее захейтил.

      1. Алексей, первый и второй фильмы были именно такими как Ромул. Качественными космическими триллерами про «волков и зайцев».
        Как только, эту концепцию начали пытаться нарушать, все пошло под хвост. Начали 4 фильмом. Закончили забивать гвозди в крышку грома именно Прометеем и Заветом.
        Скотт замахнулся на самые высокие темы. А в итоге сам запутался, потерял все нити и буквально просто слил всю задуманную идею в бачок унитаза. При этом сливе, полностью утратив survival и элементы триллера/ужаса.
        Завет, вообще скучное, пустое кино ни о чем и ни про что. Самого чужого в нем почти нет. Зато, на столько извратились над происхождением одного из самых крутых монстров кино, что просто слов нет. Это у них очень знатно получилось… Лучше бы вообще Завет не снимали.
        А вот Прометей. За что его можно похвалить, так это за первую половину фильма. По-настоящему красиво, интригующе и с заделом на что-то по-настоящему большое и интересное. Но, ровно после середины фильма, все это обрывается и начинается глупое, безвкусное, рубилово в виде уничтожения группы ученых, самих лезущих на рожон. И, в итоге все те нити, так изящно обозначенные в первой половине фильма, просто остаются без ничего.
        Ну, первая мысль, окей, значит будет продолжение и вот там то, все до расскажут, пазл сложится.
        В итоге случился Завет. Ни на какие вопросы после Прометея не отвечающий. Который, как вы правильно выразились, стал выглядеть как некий мост во что-то такое, что по всей вероятности, никто так и не смог придумать. Вопрос: а нужно ли было вообще во все это влезать? Лично мне никакие «мосты» были не нужны. Я хотел продолжения, с внятным развитием сюжета. Но, его не получил.
        Если лично для Вас, Алексей, развития сюжетной канвы, начатой в 1 половине Прометея достаточно и Вы довольны. Ну хорошо.
        Но мне нет, не достаточно и я совсем не доволен. Видимо, как и многие другие.

        1. Прометей интерес от и до, без каких либо половин (хоть вторая и скомкана), это как раз таки можно и нужно сказать про Завет, где первая половина была отличной, как и триллерной, а вот вторая вышла такой (опять же) вероятно из-за зрителя, который плакал, что в Прометее не было чужого. Скотт пытался как можно сильнее уйти от ксеноморфов в сторону инженеров и андроидов, но обстоятельства вынудили пойти на встречу зрителю, и в итоге получилось ни тому ни этому. Если смотреть Завет со всеми промо-вставками и вырезанным контентом, то он воспринимается по иному (хорошему) нежели студийная версия, 3ий же акт кажется намеренным плевком в зрителя (хотели зайцев и волков, держите). Вы же не будете спорить о том, что за последние 3 фильма, все интересное что произошло с франшизой, это тема андроидов, инженеров и жижи. Всё это сделано с любовью, а все что касается ксеноморфов на отстань, смотреть за бесконечным сопротивление людей с которыми уже наскучило в конце 90х. Если так, то разве Скотт не оживил франшизу? А если не так — то вы предпочли бы наблюдать за бесконечными «зайцами и волками» и полным ее забвением?

  11. Нет, совсем всё иначе.
    Что Прометей что Завет, да скомканны. В этом и проблемы обоих. Не вытянули ни один из них. На зрителя валить не нужно. Зритель ничего не решал, совсем. Вся ответственность на студии, сценаристах и режиссере.

    Что касаемо надоело, не надоело. Классическая тетралогия вышла много много лет тому назад. Мне, как любителю франшизы, жанра в целом, было всегда крайне интересно: а как бы круто был снят фильм, если бы сегодняшние технологии были у авторов тех лет?
    Именно этот интерес будоражит фанатов любой классической франшизы.
    Альварес, дал ответ. И этот ответ мне пришелся по душе. И это не значит что мне теперь нужно, чтобы Федерико стал клепать бесконечные сиквелы. Мне достаточно в копилку и Ромул. Зато, теперь есть классный новый фильм, который я лично, смело положу в копилку к 1 и 2 и моя жажда увидеть Чужого в современном исполнении утолена.

    Прометей и Завет я не положу. И никакая тема жиди, андроидов и тд совершенно не спасает очень слабую сюжетную линию. А андроид в Завете и вовсе все испортил, вообще все.
    Ни Завет, ни Прометей, вообще не интересны, скучны и слабы. Только потому, что авторы не вытянули.

    1. Собственно таких зрителей как вы я и имел ввиду, которые кроме флейт не увидели ни капли заинтересованности в «поздних Чужих». Зрители с моим взглядом в своей массе более редкие, но они тоже есть, и как и мне, им не хватает завершения истории Дэвида. Может не совсем удачный пример, но что то подобное случилось с Терминатором 4, к которому была куча претензий, но тем не менее он шел в правильном направлении, зритель не увидел Шварца… дальше всем известная печальная история — топтание на месте всё с тем же Шварцом. Ромул хорош, я как фанат удовлетворен и с нетерпением ожидаю сериала, хоть это и кажется неудачной затеей.

      1. Вот вам не хватило Дэвида.
        А мне, не хватило раскрытия тем с Жокеями, кто они такие, откуда взялись, их назначение, их иерархия, зачем они создали человечество, с какой целью, почему решили в дальнейшем уничтожить. Что за жижа, как создавалась. Откуда взялись эти рисунки древних людей указывающих путь, после чего миссия с Прометеем родилась у ученых. В Прометее оставили за скобками, в Завете просто решили забить 🙂
        Откуда появился Чужой. Оказывается лабораторный эксперимент Дэвида 🙂 Из пробирки! 🙂 Ну как так … лучше бы, не трогали тему с ксеноморфом вовсе.
        В сухом остатке. Ни вам раскрытия главных тем, ни Чужого. Ни раскрытия про андроида.
        Завет? Весь фильм ни о чем и обрыв на моменте, который обещал стать самым интересным во всем фильме.опять же, мотивы действий ученых. Изучали изучали планету, планировали. И потом бац, а дай ка мы высадимся на шару на другой планете. Полностью повторяет бездумные самоубийственные действия тех же ученых в Прометее. Ну таких глупостей не было ни в одной из старых частей. Никто не лез на рожон, а делали все возможное, чтобы выжить.
        Но, ведь это я и вы виноваты 🙂 Захейтели фильмы и в итоге бедные создатели ничего толкового снять не смогли 🙂

      2. С Алексеем полностью согласен. Ридли начал развивать вселенную Чужих, но попкорновому зрителю это не понравилось. Из -за этого же провалился абсолютно гениальный «Чужой 3» Финчера, каждый кадр можно в рамочку вставлять. Новый фильм ,может, и посмотрю когда, но мне бреда «Не дыши» от этого режиссёра хватило, не уверен, что стало лучше.

        1. Если быть совсем точным, то не начал, а предпринял попытку. Но, не сложилось.
          И, советую не вешать ярлыков. Ведь их можно запросто перевесить на вас 🙂

  12. Круто. Это я про дебаты. А по факту. «Ромул» великолепен в техническом, звуковом исполнении. Мне это понравилось. Если отпустить логику, понимать, что это всё не по-настоящему, то всё хорошо. Но… Космическая станция на орбите, никакого спецназа, кавалерии, только хулиганы какие-то, которые так просто взлетели, прилетели. Если попробовать на вертолёте, даже не на самолёте, собственном взлететь, то получится? Игра актёра-андроида мне понравилась. Но не верю, что при создании синтетика используют образ пухлого афроамерикпнца. Оружие самонаводящееся? А, ну тогда конечно, одной обоймой все стадо чужих за минуту запросто. Ой, в невесомости же легче стрелять, пуля-то не дура, летит себе, куда надо.
    Кстати, классно дети от лицехватов отбивались. Получше, чем учёные в заветах-прометеях.
    Но главная проблема фильма в неудачном выборе героини на главроль. АнюТейлорДжой надо было.
    Тем не менее, хорошоий кирпичик в лор. Не в фундаменте, не сверху в серединку (наполовинку:) подошёл пазл. Связал между собой первую часть с жокеями. Что хорошо.
    Вывод: вещь годная.

  13. Забыл третью важную деталь после выбора актрисы и жатвы чужих. Хороший (и известный) вопрос из мира возвышенного был поставлен: стоит ли одна вынужденная смерть спасения нескольких жизней? И второй вопрос, вытекающий из первого с учётом существования ИИ: кому решать?.. Вопрос в фильме поставлен. Отвен не дан, но продемонстрирован наглядно. Наверное, с намёком на то, что каждый решает сам.
    P. S. Подскажите, в «Ромуле» использован образ синтетика из первой части?..

  14. Посмотрел. Получил простое зрительское удовольствие. Отличная жанровая работа! Ничего лишнего, всё на месте и всё по делу. Действие хронологически происходит между первой и второй частями. На мой взгляд, идеально вписывается в концепцию фильмов Скотта и Кэмерона. Альварес молодец!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *