Прочитал за один присест два комикса Алана Мура «V — значит вендетта» и «Убийственная шутка». И это наводит на размышления о природе кинокомикса, экранизациях, которых сейчас пруд пруди. К жанру кинокомикса принято относиться с прохладцей, мол, приходится терпеть, куда деваться. Детские игры за недетские деньги. Из этого делается на первый взгляд логичный вывод о том, что и первоисточник, собственно, примерно такого же содержательно-смыслового уровня. Вот тут и происходит ошибка, баг восприятия.
Понятно, что мистер Мур это титан, первый среди равных, и вообще крайне разносторонняя фигура. Что чувствуется в его произведениях. Но и более простой материал вроде всем известных «Мстителей» или «Лиги справедливости» на уровне комикса значительно глубже и весомее экранизаций. Потому что за каждым героем есть полноценная сюжетная арка, которую в хронометраж полного метра уложить нельзя по определению. И т.д. и т.п.
Те же «V — значит вендетта» режиссёра МакТига и «Хранители» режиссёра Снайдера чудо как хороши. Но лишь как отдельные работы. При сравнении с оригиналом — шансов никаких.
Комикс — отдельный вид искусства, нечто на стыке живописи и литературы. Не подножный корм для кинематографа, а самостоятельный медиум.
7 комментариев
Смотрел (читал) в оригинале два комикса перфекциониста современного визуального искусства Dave McKean «Mirror Mask», по которому он же впоследствии снял одноименный фильм. И Batman в его же рисовке, какую-то из его бесчисленных версий. И прочел (просмотрел) эти комиксы только из-за большого уважения к творчеству этого современного гения, который знаменит отнюдь не своими рисунками к комиксам. В целом к комиксам, равно как и к их экранизациям, равнодушен от слова совсем. Единственным исключением для меня является «Ворон» Алекса Пройаса. К «Хранителям» Снайдера, также как и к «V» МакТига & братья Вачовски отношусь совершенно спокойно. А так-то и «Пятый элемент» Бессона, и «ЖЧ» Джона Фавро, и «Безумный Макс» Миллера — не стыдные киноадаптации комиксов. У меня есть мнение, что комикс — это такой как бы сценарий, по которому проще снять кино, чем по книге. Книгу надо адаптировать, сажать за адаптацию сценариста. А тут уже почти все готово. Такая клиповая эстетика на бумаге.
Последнее время подсел на комиксы, сейчас на русском издается очень много хороших авторских вещей. Это действительно где-то на стыке живописи и литературы. Бальзам на сердце визуалов.
Вы меня извините. Но комикс это недокнига и недоизо. На очень большого любителя. Сравнивать даже не хочется.
«Вендетта» Мура конечно намного лучше экранной адаптации. Одна только сцена с куклами чего стоит. Да и фигура канцлера там куда сложнее истеричного диктатора в исполнении Хёрта. Жаль, правда, что недочитателям не суждено этого узнать.
Согласен.
Понимаю, что задротство, но немного передёргивает, когда графические романы называют комиксами. Мне кажется, тут всё же есть отличие. Мелкое со стороны, но по сути как раз про то, о чем Станислав написал.
Давным-давно известные выводы, но лучше поздно, чем никогда)))