Так вот про новый худфильм Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», в титрах которого по-прежнему значится имя-фамилия Кристофера Нолана, но это уже ровным счётом ничего не значит.
Краткое содержание в таких случаях не имеет никакого значения, поэтому можно ограничиться лишь тем, что первую половину фильма Аффлек (смотрится очень даже, благородная проседь ему к лицу) пытается отомстить Кавиллу, попутно флиртуя с Гадот, а ближе к финалу они, взявшись за руки, накладывают вето на коварный замысел Айзенберга.
Снайдер в очередной раз выдаёт грандиозный пролог, упиваясь собственным визуальным чутьём и умением это чутьё вербализовать, но далее, чего пару лет назад не смог избежать и «Человек из стали», начинает заведомо проигрышную партию под названием «усиди на трёх стульях и не останься в дураках». В дураках тут можно не остаться только в том случае, если с самого начала манкировать предложенную игру. Снайдер, как все мы понимаем, данный вызов давным-давно принял.
В распоряжении режиссёра оказалось две канонические фигуры комиксов (Чудо-Женщина тут очевидным образом не первая скрипка), которых между собой надо было как-то «подружить», создать драматургический конфликт, не забывая попутно хотя бы пунктиром обозначить былые заслуги и нынешние пороки. Главным образом это касалось Брюса Уэйна. Как на Земле оказался Кларк Кент все прекрасно помнят. Подобная задача может решаться двумя путями: бойким и очень утрированным пересказом комиксов, посвящённых данной теме или же вдумчивым, неспешным повествованием с пристальным вглядыванием в души своих героев. Снайдеру хотелось того и другого, где поп-диалектика о противостоянии Добра и Зла соседствовала бы с аллюзиями на внешнеполитический курс Вашингтона и медитациями (вполне убедительными) о фальшивости любых рассуждений про «демократические свободы». Проще говоря, режиссёра попросили оформить запуск огромной комикс-вселенной со всеми вытекающими из этого художественными ограничениями, а он наивно рассчитывал привнести в сказ про Супермена и Бэтмена элемент глубины и хотя бы намёк на второе дно. Последнее, к слову, получилось. Местами. Но в первую очередь пришлось заливать бетон для фундамента «Лиги справедливости», что неминуемо привело к размыванию всего остального.
В итоге получилось тёплое лоскутное, но одноразовое одеяло, в которое можно укутаться во время просмотра, и только. «На заре справедливости» имеет массу вкусных мелочей (чего стоит Джереми Айронс в роли Альфреда или, будем называть вещи своими именами, грандиозный саундтрек Ханса Циммера и Junkie XL; скрипичные партии в композиции The Red Capes Are Coming восхитительны), которые можно и нужно смаковать. Проблема в том, что все эти частности не способны отвлечь от главного: пытаясь создать более мрачную альтернативу разудалой (разудалой, естественно, с рядом оговорок) вселенной Marvel боссы Warner Bros. идут ровно тем же путём. Умница Снайдер тут явно не помеха, но, увы, и не помощник. Да, невозможно забыть, что именно он снял одну из лучших экранизаций комиксов ever, правда тогда он переносил на экран многоярусные мифологемы Алана Мура, сейчас же – сценарий Криса Террио и Дэвида С. Гойера.
Возможно, это слишком жестоко, требовать от режиссёра, решающего во многом прикладную задачу, каких-то изысков и намёков на по-настоящему авторский взгляд. Возможно. Однако же, если этого не делать, любое переосмысление богатой на смыслы комикс-культуры посредством кинематографа вообще не имеет никакого смысла.
9 комментариев
спасибо за рецензию, Станислав. Подписываюсь. И под словами, и на ваш блог)
Мне стиль Нолана и Снайдера очень близок, но может ли нечто одноразовое служить прочным фундаментом для чего-то грандиозного?
Ну вот и знакомая аудитория подоспела! 😉
Спасибо, Станислав, за продолжение киноманства. Лет как 11-12 почти знакомы! (как минимум с одной стороны точно ;))
Впечатления от картины остались смешанными. С одной стороны, Снайдер умеет снимать, но ближе к концу начался какой-то сумбур. Чудо-женщина ни к селу, ни к городу, понятно, что всунули только ради развития франшизы. От «Человека из стали» был не в восторге, а тут еще больше вопросов.
Обратил внимание, чем меньше понравился фильм, тем бОльшую кассу он собирает.
Признаюсь, не сразу понял куда попал по ссылке из Твиттера… Но после прочтения слов «Так вот про новый худфильм…» зрачки расширились и моментально был узнан почерк любимого критика), а после и увидел, что это Ваш блог о кино. Не очень понимаю, почему «Ладно» и «…низенько…», может это действительно так (очень бы хотел услышать комментарий по этому поводу), но лично я несказанно рад, сайт добавлен в избранное, присоединяюсь к словам Fat о нашем знакомстве, желаю дальнейших творческих успехов!
>> Не очень понимаю, почему «Ладно» и «…низенько…», может это действительно так (очень бы хотел услышать комментарий по этому поводу)
Это всего лишь цитата (про «низенько») из интервью Джорджа Клуни во время съёмок в «Бэтмене и Робине», не более.
Благодарю за ответ!
Классная рецензия получилась, со всем согласна. Не понимаю, почему так уж сильно ругают фильм. Аффлек понравился, мне кажется он еще раскроется в роли Бэтмена, маловато экранного времени у него тут было( Больше всего проблем здесь со сценарием, а картинка хорошая.