А мы из Чертаново (с)

На этой неделе в прокат вышел художественный фильм «Притяжение» режиссёра Фёдора Бондарчука, и об этом хочется сказать несколько слов. На уровне трейлеров — инопланетяне в Чертаново! — возникало странное ощущение какого-то лихого маскарада и заявки на что-то большее, где научно-фантастический антураж не более чем прикрытие для чуть более серьёзного разговора на актуальные темы. Конечно, сбрасывать со счетов вероятность того, что режиссёр Бондарчук решил лишь «поиграться в спецэффекты» тоже было нельзя, но как-то не верилось. И, надо признать, «Притяжение» — совсем не про спецэффекты и компьютерную графику.

Фильм как лоскутное одеяло сшит из множества скрытых (а зачастую и подсознательных) цитат и заимствований из работ голливудских коллег по цеху, но назвать это вторичностью не повернётся язык. Бондарчук демонстрирует, что прекрасно знает матчасть и то, что было снято до него. Добавляя от себя вполне смотрибельную историю любовного треугольника и прозрачные размышления о положении дел в стране. Демонстрируя во втором компоненте завидную долю изобретательности, когда сказать правду-матку очень хочется, но сделать это прямо и открыто никак нельзя. Посему вход идёт достаточно простой (легко читаемый), но всё же Эзопов язык. И именно это в «Притяжении» наиболее интересно.

Кроме всего прочего, это первый фильм Фёдора Сергеевича о дне сегодняшнем. «9 рота» переносила в 1980-е, «Обитаемый остров» был вневременной фантастикой, «Сталинград» повествовал о Великой Отечественной. В этом контексте — без открытий. Бондарчук даёт стерильную картинку, где за приметы эпохи отвечают рэп-кумиры молодёжи.

В общем и целом, скорее приятная неожиданность. Сделано с желанием и на совесть. За красивой жанровой упаковкой «Притяжения» скрывается чуть более изысканная вещица, и для режиссёра Бондарчука это вполне осязаемый шаг вперёд.

По теме

35 комментариев

  1. Ого-го) Я думал что вряд ли посмотрю это когда либо. Но слову Никулина доверяю

  2. Занятное дело, не ожидал, что вердикт относительно данного фильма может оказаться неоднозначным.

  3. «возникало странное ощущение какого-то лихого маскарада и заявки на что-то большее, где научно-фантастический антураж не более чем прикрытие для чуть более серьёзного разговора на актуальные темы.»
    Вот уж чего-чего, а такого ощущения при просмотре трейлера не возникло ни разу. Про Эзопов язык вообще не поверю. Хотя, конечно, и в чёрном квадрате можно найти сотни смыслов, но они, эти смыслы, в глазах смотрящего, а не самого предмета наблюдения. Даже на ДВД смотреть не буду, в кино подавно.

    1. Этому есть имнена — костность, ксенофобия…

      1. Ксенофобия, серьёзно? А по мне, это называется опыт, будь у г-на Бондарчука что-то достойное, можно было бы рискнуть и посмотреть, но в очередной раз созерцатьнадёрганные «цитаты» из Голливуда, которые ещё и преподносятся с такой помпой. Увольте.

        1. Это и есть костность, когда проще запереться в чулане собственных предрассудков, и не смотря ни на что тереть одну и ту де тему) с уверенностью утверждая о «надёрганности» цитат именно у Голливуда(?).
          9 рота и Сталинград не плохие фильмы, они не являются примерами картин, после которых на режиссёре ставят крест.
          За прошедший год всеми любимый голливудпром выпустил столько мусора, что рисковать больше не хочется.

          1. Дирод, прочтите внимательно первый комментарий в этой теме )

          2. Balrog, как и все судил по трейлерам, где ничего не предвнщало. Но, повторюсь, верю Станиславу, и не стану принципиально гнуть линию отрицания. Ничего противоестественного в изменении отношения к произведению нет.

    2. Абсолютно точно выразились, коллега! Я тоже не планировал ни на чем смотреть этот фильм, но так уж вышло, что этот фильм прекрасно смотрится на youtube, на канале BadComedian. Посему вопрос к Станиславу (моему горячо обажаемому критику между прочим) — Вы фильм точно смотрели?

      1. Да, я совершенно точно смотрел этот фильм. Если Ваше мнение о фильме основано на просмотре канала BadComedian, то, боюсь, конструктивного разговора не получится.

  4. 9 район + Чужие на районе. Воин тоже вроде не был ремейком. Не знаю, все это как-то посредственно, эпигонство

    1. Это назывыется русофобия. Убежден, выпускай америкосы, скушали бы.

      1. 2Vincent
        Смешались в кучу кони, люди. Это где Вы здесь, уважаемый, русофобию нашли?! В этом кинопродукте есть что-то русское, что-то, что рассказывает о нашей истории и традициях, культуре, может быть? Бондарчук как был клипмейкером, так им и остался, это отчётливо видно во всех его работах, также как и визуальную вторичность и голливудскую «преемственность». Сменили Нью Йорк на Чертаново и всё. Если бы я был русофобом, я бы гнобил каждый российский фильм, но Дуэлянт, например, для меня отличное кино. Не хочется разрушать Ваши убеждения, но не скушал бы, уже давно не кушаю, новый День независимости не видел и не собираюсь, и многое другое.
        2DiRoD
        Вас никто и не заставляет ставить крест, можете из раза в раз наступать на те же самые грабли, утверждая, что они, в общем-то, неплохие. Я посижу в своём чулане. У нас ведь демократия, правда? Каждый выбирает для себя сам.

        1. В этом кинопродукте русские люди, с ментальностью и прочими идентификаторами. А на жанр фантастика у голливуда нет особых прав, он, жанр, не имеет национальной подосновы.
          Никто никого не уговаривает именно смотреть, но в таком случае и отзывы набрасывать некорректно и голословно.

      2. Не нравится наше кино, ты русофоб. Риторика на уровне нашего министерства культуры. И это при том что Притяжение сделано по лекалам голливудских киноделов. Наверное поэтому ниче нового в фильме не увидел.

  5. Станислав, что-то не увидел вашего мнения про «Викинг» и «Ла-Ла-Лэнд». Смотрели? Как вам они? Хотелось бы знать мнение пожалуй лучшего критика страны, на мой скромный взгляд)

    1. На оба были заметки, смотрите внимательно.

    2. Оба текста легко найти по тегу «премьеры».

      1. Вот кстати, хотел сказать, что очень не хватает поиска, хотя бы поиска по меткам.

  6. По трейлерам казалось, что Федор снял откровенную ура-патриотическую заказуху, в которой будет воспевать нашу военную мощь, прославлять различные силовые ведомства и восхищаться силой духа простого русского человека, благодаря которым непрошеные гости из другой галактики в финале будут с позором изгнаны восвояси. Но на деле, никакой такой пропаганды в фильме не обнаружилось. Бондарчук не только без особого пиетета показал там военных, ментов и политиков, но и героев, что называется, из народа не стал идеализировать. Подобный подход сделал персонажей этой картины более живыми и узнаваемыми. И в этом один из главных плюсов фильма. Впрочем, без минусов там тоже не обошлось (ну, кто бы сомневался). В Притяжении хватает всяких нелепостей и банальностей, но если не забывать, что смотришь блокбастер, который к тому же заточен прежде всего на подростков, то периодически возникающие на экране бредовости не вызывают сильного возмущения. К экшену в фильме тоже не вижу смысла предъявлять претензии — от картины с 6 миллионным бюджетом было бы странно ждать большего количества зрелищных сцен, а те, что есть, выглядят не стыдно. В общем, на удивление добротное кино получилось. Определенно лучшая работа Бондарчука на сегодня.

  7. аналогичные впечатления от фильма. Мы все с показа выходили с вопросом: а это точно Бондарчук снял?

    После показа была пресс-конференция, на которой Федор Сергеевич частично ответил на вопрос, почему так получилось. Потому что перед тем, как приступить к съемкам, он полностью поменял команду. На места тех людей, с которыми он делал «Роту», «Остров» и «Сталинград», были поставлены другие люди.

    Возможно, потому и результат такой

    1. Ну то есть учится всё-таки, уже хорошо. Хотя повторюсь, Рота и Сталинград не плохие.

  8. Буду проще, хз не смотрел, как говорится. Но не в кино точно. И да, есть подозрение, что надежду за истину выдают, но посмотрим.

    ps ну шляпа же получилась ? На мировую арену фильм отправьте и там ху из ху сразу получится. Кино по факту надо оценивать по мировой, а не в сравнении с «Самым лучшим фильмом» как-нибудь.

  9. И как бы я не уважал камрадов, но Дуэлянт гвно и обманка. При большущем уважении, друзья.

    1. Наконец-то увидел человека со схожим мнением о Дуэлянте. Почему-то российскими критиками фильм сильно перехваливается, там находят какие-то глубины и смыслы, которые ни я, ни мои знакомые не заметили. При том американские критики были намного менее благосклонны к фильму по сравнению с российскими. Согласен, постановка, операторская работа, декорации, костюмы, все на ура, смотрел в аймакс и глаз радовало. Вот только сценарий подкачал, протагонист не раскрыт и ему не сопереживаешь, конфликт надуман и заканчивается пшиком, любовная линия притянута за уши и не обязательна. Может быть я упустил что-то в этом кино, буду рад другим мнениям. Извините за офтоп, просто накипело, а в коменты старого поста про Дуэлянт писать смысла нет

      1. 2 kinolife: на той же пресс-конференции сказали, что фильм уже закупили больше 40 стран. Причем, не только юго-восточная Азия, но и европейские прокатчики. Германия, Италия — точно, еще Британия, кажется

    2. Это если кто-нибудь кому-нибудь написал «При всём уважении, но вы дурак». Ясно что ни уважения, ни ума здесь нет.
      Даже не во-второй раз читаю ваше мнение о Дуэлянте. Думаете частота хейтинга материализует и становится справедливой?

  10. DiRoD, ну вам же не мешает при первой удобной возможности хвалить этот фильм. А есть и другое мнение.
    Не совсем понял, про уважение это вы про себя лично ?

    1. Обсуждать достоинства, не хвалить. Но с другой стороны, когда человек из раза в раз повторяет одно и тоже, мол гэ и обманка, серьёзно к такому «мнению» сложно относиться.

      1. Так не относитесь, если только это удобно замечать, а что-то другое пропускать, когда абзац аргументов, которые уж точно повторять надоело. Хорошего вам кино.

        1. А уже посмотрел, спасибо, действителтно хорошее кино.

  11. Уговорили за компанию сходить. Заметку Станислава до похода в кино не читал. Настроен был скептически. На мой взгляд, получился нормальный блокбастер. Есть там и подтекст, но ясно, что Бондарчук на широкую аудиторию снимал. Пересматривать и вспоминать не буду, но и не жалею, что посмотрел. На один раз на большом экране.